Кто в России ходит в кинотеатры

И какие фильмы зарабатывают больше всего в прокате
30
Аватар автора

Тимур Хайрутдинов

хочет поехать на Каннский фестиваль

Страница автора

В кинотеатры ходит в шесть раз больше россиян, чем в театры, и в полтора раза больше, чем в музеи.

Мы изучили статистику и узнали, на какое кино чаще всего ходят россияне и сколько они тратят на это развлечение.

Кто ходит в кино в России

По данным аналитического ресурса «Чек-индекс» компании «Платформа ОФД», типичный российский зритель в январе 2023 года в среднем потратил на один поход в кино 708 ₽. Это на 19% больше, чем в январе прошлого года. В эту сумму входит покупка билета, а также сопутствующие товары: по статистике, чаще всего это газированный напиток емкостью 0,5 л и карамельный либо соленый попкорн в стандартной (средней) упаковке.

Но в другие месяцы траты могут быть ниже: по данным Т⁠-⁠Банка, самые крупные кинорасходы приходятся именно на январь. Все дело в долгих новогодних каникулах, когда россияне традиционно посещают кинотеатры семьями.

Самые низкие расходы на кино были в период самоизоляции. В августе, после возвращения премьер на экраны, средние траты нормализовались и продолжили расти. Например, в июле 2021 года россияне тратили на кино 579 ₽ в месяц. Средняя цена билета в России за этот же период составила 300 ₽. Получается, условный житель страны ходит в кино два раза в месяц.

До самоизоляции кино было наиболее популярно у россиян 25—34 лет: 66% представителей этой возрастной группы стабильно посещали кинотеатры. Среди тех, кому от 35 до 44 лет, ходили в кино 63%, причем люди этого возраста чаще ходят на сеансы всей семьей.

После окончания пандемии, если верить ВЦИОМу, лишь 43% людей от 25 до 34 лет готовы снова начать ходить в кино. В группе 35—44 лет — только 38%. Большинство россиян старше 60 лет заявили, что не собираются возвращаться в кинотеатры вовсе.

Россияне по-разному объясняют свое нежелание ходить в кино: 33% зрителей боятся заразиться коронавирусом, 30% ссылаются на нехватку времени, 17% жалуются, что новинки им неинтересны, так как пандемия сильно повлияла на кинобизнес — съемки фильмов приостановили, а большинство премьер отложили.

В 2021 году по сравнению с пандемийным 2020 посещаемость повысилась, но не вернулась на прежний уровень. В 2019 кинотеатры посетили 216,3 млн зрителей, в 2020 — 87,3 млн, а в 2021 — 145,7 млн. Статистики за 2022 год еще нет.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Как устроена экономика кинопроката

Сборы каждого фильма подсчитываются по уик-эндам — промежутку времени от дня премьеры ленты до начала первого дня следующей рабочей недели. Фактически в России прокат стартует в кинотеатрах в четверг. Следовательно, российский уик-энд учитывает сборы фильма с утра четверга до ночи воскресенья.

Окупаемость кино можно определить по тому, насколько кассовые сборы превышают бюджет самого фильма. Однако бюджет не включает в себя затраты на рекламу киноленты. Считается, что фильм может выйти в ноль, только если сборы превышают его бюджет как минимум в два раза. При этом, как рассказали Т⁠—⁠Ж представители ресурса «Бюллетень кинопрокатчика», около 50% от выручки забирают кинотеатры.

По данным ЕАИС, единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, в последние четыре года лишь одна российская картина из четырех собирала в прокате хотя бы два своих бюджета. Самой убыточной лентой за последние несколько лет стала «Тайна печати дракона»: фильм с суммарным бюджетом в 2,3 млрд рублей заработал 335 млн рублей.

Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: «Синемаплекс», «Профисинема»
Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: «Синемаплекс», «Профисинема»

На какие фильмы ходят россияне

Самым кассовым фильмом в России за последние годы стал «Аватар» (2009), он собрал 119,9 млн долларов. На втором месте — «Чебурашка» (2023): на момент публикации он заработал в прокате уже около 85,4 млн долларов, или 6,1 млрд рублей. Сейчас это самый прибыльный фильм в истории российского кинематографа. Фильм еще показывают в кинотеатрах страны, поэтому, возможно, к концу проката сумма значительно увеличится. Третье место — у фильма «Человек-паук: Нет пути домой» (2021): более 68,6 млн долларов. Кроме них в список лидеров входят «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011), «Холоп» (2019) и «Движение вверх» (2017).

В 2018 и 2020 годах самыми кассовыми становились ленты российского производства. По всей видимости, главным фактором успеха выступили даты проката. Премьеры «Движения вверх», «Холопа» и «Т-34» состоялись в конце декабря или начале января, а в новогодние праздники россияне, как мы уже говорили, активнее ходят в кино, чем в другое время.

Кроме того, в период праздников российское кино получает дополнительное продвижение. Например, в 2018 году голливудские блокбастеры не только получили меньше сеансов, чем отечественные ленты, — их премьеры еще и передвинули с конца декабря на середину месяца. Иностранные фильмы переносят и во время майских праздников. Блокбастер «Мстители: Война бесконечности» вышел на большие экраны позже, вероятно из-за конкуренции с лентой Константина Хабенского «Собибор».

Помимо отечественных фильмов россияне любят мультфильмы. Например, «Тайную жизнь домашних животных» посмотрело более 8,5 млн зрителей, «Зверополис» — 8,2 млн, а «Миньонов» — 7,3 млн.

Мультфильмы становились самыми кассовыми премьерами два года подряд: в 2015 лидерами проката стали «Миньоны», которые заработали в России 1,6 млрд рублей, а в 2016 прокат «Зверополиса» принес около 2 млрд. При этом интернет-рейтинги вроде популярного рейтинга «Кинопоиска» практически никак не влияют на популярность того или иного фильма в прокате. Например, «Король Лев», «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017), «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) имеют рейтинг ниже 7 при максимуме 10, но стали одними из самых кассовых фильмов в России.

Источник: «Кинопоиск»
Источник: «Кинопоиск»

Как россияне отличаются от мировой киноаудитории

На данный момент, если не считать «Аватара» (2009) Джеймса Кэмерона, больше всего денег в мировом прокате принесли ленты кинофраншиз: две из четырех частей «Мстителей» входят в десятку самых кассовых фильмов. Помимо них в этом списке седьмой эпизод «Звездных войн», седьмой «Форсаж» и «Мир Юрского периода».

Хоть зарубежные фильмы и популярны в России, вкусы россиян часто сильно отличаются от мировых. В то время как в мире отдают предпочтение знаменитым кинофраншизам, российские зрители остаются преданными отдельным актерам.

«Звездные войны» и киноленты про супергероев «Марвел» популярны у россиян, но первых мест в прокате в последние годы не занимают. Например, в 2019 году в России «Мстителей» обошел по сборам «Король Лев», а восьмая часть «Форсажа» обошла «Звездные войны: Последние джедаи» — самый кассовый фильм 2017 года. Исключение — 2021, когда первое место в рейтинге занял «Веном-2».

Тем не менее премьеры «Марвел» в российском прокате не обделены деньгами: ленты об их супергероях нередко входили в пятерку самых кассовых фильмов за год. Особой популярностью у россиян пользуются фильмы о Дэдпуле и Веноме. Последний смог обогнать третью часть «Мстителей» в 2018 году.

Российские зрители также сохраняют преданность Джонни Деппу. Например, «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», в которых снимался Депп, в мировом прокате показали себя хуже предыдущей части: если первый фильм заработал 814 млн долларов (52 млрд рублей), то «Преступления Грин-де-Вальда» — только 654 млн (41 млрд рублей). В России же эта лента стала одной из самых кассовых в 2018 году. Особый интерес вызвал фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». В мировом прокате он собрал меньше всего денег из всей киносерии про приключения капитана Джека Воробья, а вот в России стал самым кассовым в 2017 году и заработал более 2 млрд рублей.

Помимо Джонни Деппа российских зрителей привлекают картины режиссера Гая Ричи и продукция мультипликационной студии Illumination. Например, последние фильмы Ричи «Джентльмены» и «Гнев человеческий» заработали в России 1,2 млрд и 880 млн рублей соответственно. Мультфильмы Illumination тоже неоднократно становились лидерами отечественного проката. Среди них трилогия «Гадкий я», дилогия «Тайная жизнь домашних животных» и «Миньоны», «Зверопой».

Самым кассовым фильмом в мире, как и в России, стал «Аватар» (2009) — он собрал 2,85 млрд долларов. Второе и третье места заняли фильмы «Мстители: Финал» с кассовым сбором 2,8 млрд и «Титаник» с 2,2 млрд.

Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС
Источник: IMDbPro
Источник: IMDbPro

Тимур ХайрутдиновА какой ваш любимый фильм и почему?