«Сто лет тому вперед»: стоит ли смотреть новый блокбастер о приключениях Алисы Селезневой
Поп-культура
55K
Кадры — «Централ партнершип»

«Сто лет тому вперед»: стоит ли смотреть новый блокбастер о приключениях Алисы Селезневой

99
Аватар автора

Мари Григорян

отличается умом и сообразительностью

Страница автора

18 апреля в российский прокат выйдет «Сто лет тому вперед» — российский блокбастер по мотивам произведений советского писателя Кира Булычева.

На повестях фантаста о девочке Алисе Селезневой из далекого будущего выросло не одно поколение детей. Истории из книжного цикла «Приключения Алисы» экранизировали и раньше — например, в мини-сериале «Гостья из будущего» и мультсериале «Тайна третьей планеты».

Рассказываем, какой вышла новая адаптация работ Булычева — и стоит ли ее смотреть.

Что за «Сто лет тому вперед»

Дата премьеры: 18 апреля 2024 года
Страны производства: Россия
Режиссер: Александр Андрющенко
Сценаристы: Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Александр Петров, Юра Борисов
Жанры: фантастика, приключения
Фильм, похожий на «Сто лет тому вперед»: «Стражи галактики»
Продолжительность: 2 часа 22 минуты

🪐 Авторы осовременивают книжные миры Булычева

Старшеклассник Коля Герасимов из 2024 года учится в хорошей московской школе. Он влюблен в одноклассницу Алтухину и дружит с киберспортсменом Ефимом. Музыка, соцсети и игры для парня — естественная часть жизни. Во время очередной «катки» его товарищ Фима вдруг выходит на контакт с межгалактическим курьером, который случайно подбирается к Земле слишком близко.

Вскоре излишне любопытный Коля находит в кабинете странной учительницы по физике артефакт и переносится в ту же самую Москву — но уже на сто лет вперед. Там он встречает Алису, девочку с розовыми волосами, тягой к приключениям, саркастичным роботом Вертером и семейной травмой.

Ее мать Кира Селезнева боролась с устрашающим лидером космических пиратов Глотом и исчезла. Злодеи все-таки были повержены, но не навсегда. Другой пират Весельчак У вновь освобождает Глота, чтобы вместе забрать у Коли тот самый артефакт и поработить вселенную.

Для новой Алисы, актрисы Даши Верещагиной, это первый большой проект. Она снова появится в главной роли сравнительно скоро — в сериале «Фурия» по комиксам BUBBLE
«Сто лет тому вперед» не заостряет много внимания на романтике. Но трогательная история взросления и первой любви в сюжете прослеживается легко
Персонаж Юры Борисова — микс Крыса и Глота из книг. Он выглядит как белое антропоморфное существо, но вместо способности менять облик может телепатически управлять волей людей

Ценить и любить отечественную фантастику может аудитория любых возрастов. Но все же читателями книг Кира Булычева об Алисе Селезневой изначально были советские дети и подростки — поэтому приключения школьницы по разным планетам и временам сегодня могут показаться наивными. Создатели картины «Сто лет тому вперед» явно нацелились на молодую аудиторию, поэтому осовременили историю.

Сделать подростковый фильм и не выглядеть как человек из мема «йоу-йоу! сноубординг! дискета!» довольно сложно. Социальные сети развиваются быстро — российские сценаристы точно не успевают за трендами в «Тиктоке» и вряд ли станут питчить фильмы про «скибиди-туалеты». И все-таки у команды сценариста Андрея Золотарева получилось подобраться к молодым зрителям максимально близко. Да и старшие поколения, вероятно, обиженными из кинотеатров не уйдут.

Сценарист Андрей Золотарев адаптировал именно книгу «Сто лет тому вперед». Но в его картину пробрались персонажи из других экранизаций: мини-сериала «Гостья из будущего» и даже мультфильма «Тайны третьей планеты». Злодейского пирата Крыса смешали с антропоморфным Глотом с планеты Катрук, а в доме Алисы живет робот Вертер.

Но и этих персонажей осовременили: Глот теперь внешне и по характеру напоминает то ли Фейд-Рауту Харконнена из «Дюны», то ли злодея из фильма «Тор: Любовь и Гром». В его образе даже есть религиозно-сектантские мотивы. А красавчика-биоробота Вертера из мини-сериала 1980-х заменили на симпатичного летающего робота с голосом Федора Бондарчука.

📕 Сюжет понятен и без знакомства с первоисточником

Читать книги Булычева перед просмотром совершенно необязательно. Порог вхождения у фильма довольно низкий: здесь все объясняется либо самими героями, либо Вертером.

Да и сюжет детской книги значительно изменился. Прибор для чтения мыслей стал «космеоном» — мощным артефактом, позволяющим перемещаться туда-обратно в пределах ста лет. Благодаря этому в фильме довольно много путешествий во времени и связанных с этим обманных маневров. Одно действие в прошлом может изменить будущее и сделать мир Алисы совсем другим.

Разобраться во всех концептах в рамках картины сложновато, если вы не фанат условного «Доктора Кто». Помогает разрушение четвертой стены. Коля Герасимов частенько обращается к камере и объясняет происходящее своими словами, как какой-нибудь Дэдпул. Иногда это даже излишне упрощает события — но стоит сделать скидку на маленьких или просто не очень знакомых с жанром зрителей.

Если герои будут обращаться с прошлым неаккуратно, они могут случайно превратить Москву в антиутопичный город в духе «Матрицы» или «Бегущего по лезвию»
Если герои будут обращаться с прошлым неаккуратно, они могут случайно превратить Москву в антиутопичный город в духе «Матрицы» или «Бегущего по лезвию»

🥳 У фильма яркий стиль и безобидный легкий юмор

Звезда фильма — Александр Петров в роли Весельчака У. Он оттеняет все самые пафосные моменты фильма, забавно флиртует с Кирой Селезневой, перешучивается с остальными героями и хохочет над каждой своей неудачей. Сильного антигероя или интересного злодея лучше не ждать — это просто забавный яркий трикстер  .

Остальные герои тоже приятные и умеренно смешные. Школьники из 2024 года ведут себя как вполне обычные подростки — постоянно перешучиваются и комментируют ужасные события не иначе как «треш». Обе Селезневых, младшая и старшая, берут на себя более мрачные и вдумчивые моменты фильма.

Сочетание юмора, экшена и драмы — формула, которую давно отточили и уже успели исчерпать создатели зарубежных блокбастеров. В российском кино подобных фильмов пока не так много, и режиссеры еще не успели утомить зрителей знакомой структурой. Так что с миром Булычева и российскими актерами это смотрится хорошо.

Образ Весельчака У из «Тайны третьей планеты» — бледного и нервного человека со свиным пятачком — незабываем. Но у Александра Петрова тоже получилось сделать злодея запоминающимся
Образ Весельчака У из «Тайны третьей планеты» — бледного и нервного человека со свиным пятачком — незабываем. Но у Александра Петрова тоже получилось сделать злодея запоминающимся

🥱 Главная проблема — все это мы уже видели

Большой минус фильма очевиден уже после просмотра трейлера: ждать мир Булычева из нашего детства смысла нет. Уникальный стиль мини-сериала из 80-х остался в прошлом. Никаких блондинов в серебряных костюмах, забавных щекастых злодеев и космических панелей с кучей пластиковых кнопок — они были упразднены вместе с пионерами.

Решение окончательно осовременить историю вполне объяснимо. Уютный советский ретрофутуризм сейчас может не выглядеть убедительно ни для детей, ни для взрослых. Многие смотрели экранизации Булычева уже в 21 веке и заметили устаревание не только в стиле, но и в плане некоторых ценностей. В образах злодеев легко усмотреть отсылки к белым офицерам, а будущее подозрительно напоминает идеальный коммунистический строй.

Мир, если бы вся российская фантастика делалась с любовью к оригиналу. На самом деле это Москва будущего, 2124 год
Мир, если бы вся российская фантастика делалась с любовью к оригиналу. На самом деле это Москва будущего, 2124 год

Авторы нового «Сто лет тому вперед» тоже наполнили фильм отсылками, но уже другого толка. Подростки любят поп-культуру, причем в основном зарубежную. Поэтому Алиса Селезнева и ее друзья существуют в причудливом миксе из всего фантастического иностранного кино.

Не нужно стараться, чтобы заметить многочисленные заимствования. Викторию Исакову и Константина Хабенского в белоснежных халатах легко принять за джедаев. А сцены боя позаимствованы то ли из тех же «Звездных войн», то ли из кино о шаолиньских монахах. Да и персонаж Юры Борисова использует Силу не хуже Дарта Вейдера и общается с «бейглом со всем» из «Все везде и сразу».

Наиболее странно смотрятся образы героев из старшего поколения. Профессора Селезнева от Галена Эрсо из фильма «Изгой⁠-⁠один» отличает только чистота одежды
Наиболее странно смотрятся образы героев из старшего поколения. Профессора Селезнева от Галена Эрсо из фильма «Изгой⁠-⁠один» отличает только чистота одежды

К счастью, все эти элементы используются уместно. Космическому пирату Весельчаку У вполне естественно носить аляпистую одежду и серьгу. Город будущего напоминает мем «Мир, если…», зато визуально его не спутать с видами прошлого.

Даже визуальное сходство со «Звездными войнами» объяснить достаточно легко: герои «Сто лет тому вперед» уже видели фильмы Джорджа Лукаса. После вхождения в Звездную федерацию жители Земли — фанаты кино, комиксов и видеоигр вроде Ефима — получили возможность построить новый мир. А кто из нас не захотел бы сделать свою жизнь похожей на любимую вселенную?

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Мари ГригорянА что вы думаете о фильме? Поделитесь мнением в комментариях: