«Танцуй, Селедка!»: российское роуд-муви о примирении дочери с призраком отца
Поп-культура
6K
Кадры — «Вольга»

«Танцуй, Селедка!»: российское роуд-муви о примирении дочери с призраком отца

7
Аватар автора

Маря Плевицкая

любит отца и селедку

Страница автора

18 января 2024 года в российский прокат вышла комедия «Танцуй, Селедка!».

Полнометражный дебют актрисы Александры Лупашко рассказывает историю сложных взаимоотношений отца и дочери. Главные роли исполнили Александра Бортич и Павел Майков. Сценарий написала Татьяна Загдай — автор пьесы «Человек в закрытой комнате», на которой и основана картина.

Рассказываем, получилось ли у «Танцуй, Селедка!» стать трогательным семейным фильмом.

Что за «Танцуй, Селедка!»

Дата премьеры: 18 января 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Александра Лупашко
Сценарист: Татьяна Загдай
В ролях: Александра Бортич, Павел Майков, Илья Антоненко, Александра Бабаскина, Анна Михалкова, Ольга Лапшина, Данил Стеклов, Наталья Павленкова
Жанры: комедия, драма
Фильмы, похожие на «Танцуй, Селедка!»: «Батя», «Родные», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах

Главная проблема фильма — фальшь

Девушка по имени Жанна возвращается из Москвы в родной городок, чтобы похоронить папу — несмотря на то, что они не общались уже много лет. Виталий Семенович пил, изменял жене, был резким и язвительным. Именно он дал Жанне ненавистное прозвище Селедка.

Организация похорон осложняется провинциальным разгильдяйством: центр ритуальных услуг не работает в выходные. Жанне нужно самой доставить тело отца до морга в райцентре. Довезти девушку соглашается сын соседки Костик — простачок с голливудской улыбкой.

Задача кажется несложной, пока отец не «оживает» в виде призрака, которого видит только Жанна. По иронии судьбы именно сегодня у девушки день рождения. Призрак требует отпраздновать так, как хочет он, — пройтись по местам, где папа и дочь когда-то проводили время вдвоем.

Призрак отца запускает цепь приключений на пути Жанны к моргу: от попадания на чужую свадьбу до автоаварии
Первая часть фильма напоминает бадди-муви с третьим лишним. Костика и Жанну связывает не только необходимая любовная линия, но и трогательные воспоминания детства
Мрачный сюжет пьесы «Человек в закрытой комнате» в фильме значительно переработан. В оригинале Жанна переживает сексуальное насилие, а труп Виталия Семеновича танцует на крышке гроба
Фильм наполнен российской музыкой девяностых, которую травмированная Жанна не выносит. В пьесе ее отец в основном слушал шансон или зарубежный рок

Фильм обращается к классическому конфликту отцов и детей. Он все чаще встречается в российском кино последних лет: от дилогии «Горько!» Жоры Крыжовникова и комедии «Родные» до «Бати» с Владимиром Вдовиченковым и даже «Чебурашки». Герои картин пытаются всеми силами отгородиться от токсичных родственников, но в финале обязательно приходят к примирению и принятию.

Главная проблема подобных сюжетов — неубедительность. Всю жизнь страдавшие от поведения родителей дети внезапно проникаются любовью к отцам и матерям. Просто потому, что так нужно. Для примирения достаточно сцены любого случайного воспоминания из детства героев — желательно стилизованного под ностальгическую картинку с кассетной видеокамеры. Несмотря на груз обид и разочарований, Жанна и Виталий Семенович тоже обречены на безоговорочный хеппи-энд. И вновь без явных на то причин.

Фильм поверхностно рассуждает на тему семьи

Конфликт героини с отцом прост: он не уделял достаточно внимания ребенку, бросил семью и всегда был ужасно эгоцентричен. Музыку он любил больше, чем дочь.

Во флешбэках Жанна вспоминает, как отец заставлял ее перематывать карандашом музыкальные кассеты и водил в парк, чтобы пофлиртовать с продавщицей мороженого. А однажды подарил на день рождения виниловый проигрыватель — очевидно, себе, а не героине, которая мечтала о собаке.

Жанну в детстве сыграла 13-летняя Александра Бабаскина. Это не первая заметная работа актрисы — в прошлом году она исполнила главную роль в детском детективе «Чижик-Пыжик возвращается»
Жанну в детстве сыграла 13-летняя Александра Бабаскина. Это не первая заметная работа актрисы — в прошлом году она исполнила главную роль в детском детективе «Чижик-Пыжик возвращается»

Основная сюжетная линия состоит сплошь из штампов о трудном детстве и примирении через общую ностальгию. Но даже такая банальная история может стать яркой. Все зависит от актерского ансамбля и очарования отдельных образов. К сожалению, фильм проваливается по обоим пунктам.

Александра Бортич изображает ненависть к отцу и старательно выговаривает неживые реплики, а Павел Майков расслабленно повторяет паттерны большинства своих ролей последних лет. Например, главного героя сериала «Контакт», где сюжет тоже показывает сложные отношения харизматичного отца и строптивой дочери. За весь фильм образ Виталия Семеновича не получает никакого развития. Кроме алкогольной зависимости и обаяния самого исполнителя роли, в отце Жанны ничего нет. Полюбить его, опять-таки, нужно просто так.

В отличие от отца у Жанны и Костика есть осложняющие жизнь обстоятельства: первая встречается с женатым мужчиной, а второй страдает от связи с бандитами. Но и это не помогает им стать похожими на настоящих людей. Ведь все детали проговариваются вслух. В то же время между маленькой Жанной и молодым Виталием Семеновичем во флешбэках чувствуется химия — но этим сценам уделено слишком мало внимания.

Одна из удач фильма — комические эпизоды со второстепенными персонажами. Например, тетей Костика в исполнении Анны Михалковой. Она играет работницу полиции, которая одержима сериалом «Настоящий детектив»
Одна из удач фильма — комические эпизоды со второстепенными персонажами. Например, тетей Костика в исполнении Анны Михалковой. Она играет работницу полиции, которая одержима сериалом «Настоящий детектив»

Фильм не спасает даже ностальгический саундтрек

Единственное, что с детства связывает Жанну с папой, — музыка. Виталий Семенович составлял сборники песен на кассетах, а дочь помогала их продавать. Музыка — самый простой и действенный способ вызвать у зрителя эмоцию. Благодаря ей появится и ностальгическая слеза, и вера в то, что отец, который всю жизнь вел себя аморально, достоин любви и прощения.

Самое нежное и искреннее в фильме — песни Найка Борзова, Булановой, «Мумий Тролля» и Маликова. Но они никак не связаны с Жанной и ее отцом. Это просто звуковой фон — причем слушать его гораздо приятнее, чем вымученные диалоги о том, что было в Виталии Семеновиче и что-то хорошее.

За весь фильм мы увидим лишь одну сцену, где отец делает шаг навстречу Жанне — дарит ей красные туфли Le Monti, заветную мечту любой девочки девяностых. Правда, сразу после этого Виталий Семенович бросает семью. Подарок был куплен просто из чувства вины.

Все флешбэки Жанны наполнены болью и разочарованием от поступков отца. В настоящем же его призрак не спешит просить прощения
Все флешбэки Жанны наполнены болью и разочарованием от поступков отца. В настоящем же его призрак не спешит просить прощения

Не обходится фильм и без финального монолога отца — к счастью, очень короткого. В машине Костика Жанна находит кассету, которую папа когда-то записывал специально для нее. На ленте он вновь говорит о себе, а напоследок советует: если день выдался очень уж плохой, нужно потанцевать — и все пройдет.

Это откровение целиком вмещает в себя весь фильм. Оно настолько же броское и «народное», насколько поверхностное и фальшивое. Жанна, конечно же, танцует и все прощает, отпускает и забывает. Поверить в это — а тем более испытать какое-то светлое чувство облегчения в финале — невозможно. «Танцуй, Селедка» оставляет после себя тягостное ощущение от разговора с родителями. Того самого, в котором пытался высказать что-то важное — но от тебя отмахнулись.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Маря ПлевицкаяКакой ваш любимый фильм об отношениях родителей и детей?
    Вот что еще мы писали по этой теме