«Платформа 2»: продолжение мрачной антиутопии про голодные игры
4 октября на Netflix вышел фильм «Платформа 2».
Это антиутопия про социальный эксперимент, в котором испытуемых помещают в вертикальную тюрьму с ограниченным запасом еды. Лифт с пищей останавливается на каждом этаже, и до самых нижних уровней почти ничего не доезжает.
Первая часть вышла на Netflix в 2020 году и стала одним из главных пандемийных хитов стриминга. Критики подмечали, что фильм попал в нерв времени. Вторую часть снял автор оригинала Гальдер Гастелу-Уррутия, и продолжение получилось заметно слабее. Рассказываем, почему так вышло.
Что за «Платформа 2» (El hoyo 2)
Дата премьеры: 4 октября
Страна производства: Испания
Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
Сценаристы: Давид Десола, Гальдер Гастелу-Уррутия, Педро Риверо, Эготиз Морено
В ролях: Кен Эпплдорн, Тадаси Ито, Оскар Хаэнада, Ховик Кеучкерян, Антония Сан Хуан, Милена Смит, Наталия Тена
Жанры: антиутопия, триллер
Фильмы, похожие на «Платформу 2»: «Пила», «Куб»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: Netflix (сервис недоступен в России)
🥱 Сиквел работает по формуле оригинала с небольшими изменениями
В первом фильме нас знакомили с тем, как устроена вертикальная тюрьма, которая неофициально называется «Дыра». В ней 333 этажа, на каждом находятся по двое заключенных, а в центре каждой квадратной комнаты есть отверстие. Сквозь него раз в сутки проходит платформа, уставленная всевозможной едой: от роскошных тортов и фруктов до запеченных поросят и куриных крылышек.
За короткое время испытуемые должны утолить голод, после чего лифт продолжает движение вниз. Оставить себе про запас ничего нельзя — в противном случае незримые тюремщики включают аномальный холод или жару, которые за считаные минуты убивают всех на этаже.
Заключенные с верхних уровней обычно набивают себе животы, стараются съесть как можно больше. Соответственно, до нижних уровней почти ничего не доходит — постепенно люди там или умирают от города, или начинают практиковать каннибализм. Раз в месяц испытуемых усыпляют и перемещают на другой рандомный этаж. Тот, кто пировал на пятом уровне, может оказаться на 150-м, что почти наверняка означает голодную смерть.
Другое важное правило: в тюрьму с собой можно взять только один предмет. Как ни странно, многие отправляются туда добровольно, чтобы убежать от каких-то проблем. Например, главный герой первого фильма Горенг таким образом пытался бросить курить. С собой в заключение он взял томик «Дон Кихота». А его сосед Тримагаси попал в Дыру за непредумышленное убийство — и захватил с собой нож.
Горенг прошел через все круги ада, побывал на разных этажах, голодал и сталкивался с каннибализмом. Он пытался изменить систему так, чтобы каждому из обитателей тюрьмы хватало пищи. Вместе с соратниками он защищал еду от неравномерного потребления и спускался на лифте все глубже. В финале он отправил наверх «послание» в виде выжившей девочки.
Сиквел знакомит нас с новыми героями. В центре сюжета — художница Перемпуан, которая пытается пережить некое травматическое событие. Ее соседом по этажу становится Замятин. Он ходит без рубашки, нервно сбривает все волосы с тела и подвержен пиромании.
Неизвестно, сколько времени прошло между первой и второй частью, но в Дыре теперь действует новый Закон. Он поддерживается самими заключенными, которые вдохновлены судьбой некоего Учителя.
Мифический герой смог прожить на нижних уровнях, питаясь собственным телом. Теперь его последователи под руководством безглазого Пророка рьяно следят за тем, чтобы каждый заключенный ел только свое блюдо.
За нарушение Закона они жестоко карают. Приверженцы Пророка называют себя лоялистами, а его противников — варварами. Главная героиня поначалу становится на сторону Закона, но, когда сталкивается с жестокостью лоялистов, ее мнение меняется.
🤔 Режиссер переходит от антиутопии к притче
Первый фильм был критикой капитализма. Устройство тюрьмы и распределение еды — нехитрая, но наглядная метафора социального неравенства: когда верхи могут ни в чем себе не отказывать, а голодающие низы вынуждены подвергаться постоянным унижениям.
А еще сюжет «Платформы» явно был навеян многочисленными социальными экспериментами 20 века — вроде широкого известного Стэнфордского тюремного эксперимента, когда ученые поделили испытуемых на заключенных и охранников. В условиях полной безнаказанности последние злоупотребляли властью и проявляли садистские наклонности.
В продолжении социальный запал оригинала сохранился, но к нему добавилось два новых измерения. Во-первых, сиквел показывает, что даже Революция Солидарности не ведет к возникновению справедливого общества, а принудительная уравниловка может быть губительной.
Например, избытки пищи, оставшиеся от мертвых заключенных, смываются в унитаз. Иначе, как считает Пророк, создастся неравенство: смерти одних людей станут наградой для других. Хотя при этом в Дыре обитают люди, которым по состоянию здоровья одной порции бывает недостаточно. А еще, если твое блюдо съел кто-то другой, ты не имеешь права позариться на чужую еду: Закон предписывает голодать и ждать следующего дня.
Во-вторых, сюжет обретает религиозные коннотации. Они были и в первой части, но в продолжении становятся более явными. Основателя Закона, который кормил плотью своих последователей, называют Учителем и Мессией. Перемпуан, как и Горенг, в финале вынуждена выбирать между собственным спасением и искуплением грехов. А многие сцены будто бы разворачиваются скорее в душе самой героини, а не в объективной реальности.
👎 Сиквелу не хватает новизны
Основной недостаток «Платформы 2» — малое количество оригинальных идей. По сути, Гастелу-Уррутия заставляет новую героиню проходить тот же путь, какой выпал Горенгу в первом фильме.
Постепенно Перемпуан спускается все глубже, люди вокруг становятся все более отчаянными и жестокими. А в конце художницу ждет сложный выбор и аллегорический финал. В этом плане «Платформа 2» напоминает скорее не сиквел, а ремейк первого фильма.
К тому же зритель не узнает об этом вымышленном мире почти ничего нового. Нам только мельком показывают тех, кто занимается техническим обслуживанием Дыры. Кто, как и зачем построил это учреждение — неизвестно. Равно как и непонятно, почему герои отправляются туда по доброй воле. В первом фильме упоминалось, что Горенг должен был получить некий сертификат, но на что он влияет? И сколько надо прожить в Дыре, чтобы выйти на свободу?
Перемпуан, Замятин, Пророк и другие остаются функциональными персонажами для иллюстрации авторских идей. Они лишены убедительной драматической линии, а их предыстории без потери смысла укладываются в одно предложение.
Впрочем, фанаты брутальных жанровых фильмов наверняка будут довольны. Количество жестокости здесь возросло кратно — во многом благодаря зверствам лоялистов. Впечатлительным зрителям придется тяжело: в кадре с завидной регулярностью отрывают конечности и практикуют каннибализм.
Хотя «Платформу 2» трудно отнести к поджанру torture porn , поклонники «Пилы» и «Хостела» могут взять фильм на карандаш. А фанатам «Куба» и других герметичных триллеров точно понравятся минималистичные интерьеры — наиболее запоминающимся персонажем фильма в итоге оказывается сама Дыра.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult