«Кит»: мрачная драма с Бренданом Фрейзером, за которую он получил «Оскар»
На западных стриминг-сервисах уже можно посмотреть «Кита» — драму от автора «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски.
Главную роль исполнил Брендан Фрейзер. Это его первый большой проект за несколько лет. Участие в картине Аронофски принесло актеру первый в карьере «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Актер сыграл литературоведа по имени Чарли с расстройством пищевого поведения. Мужчина постоянно заедает вину за смерть любимого человека, поэтому весит 272 килограмма. Чарли понимает, что с таким образом жизни ему осталось недолго, и перед смертью решает наладить отношения с брошенной дочерью.
Рассказываем, почему Брендан Фрейзер заслужил «Оскар», а сам фильм — не слишком.
Что за «Кит» (The Whale)
Дата премьеры: 9 декабря в прокате США, 21 февраля — в онлайн-кинотеатрах
Страна производства: США
Режиссер: Даррен Аронофски, постановщик фильмов «Реквием по мечте», «Черный лебедь» и «мама!»
В ролях: Брендан Фрейзер, Сэди Синк, Тай Симпкинс, Хонг Чау, Саманта Мортон, Сатия Шридхаран
Жанр: драма
Фильмы, похожие на «Кита»: «Жить», «Что гложет Гилберта Грейпа», «Рестлер», «Стыд»
Продолжительность: 1 час 57 минут
Где смотреть: на официально недоступных в РФ сервисах. Например, Vudu
😭 Это самая сложная роль Брендана Фрейзера в карьере
В конце 1990-х и начале 2000-х Брендан Фрейзер снимался в сверхуспешных голливудских фильмах вроде «Мумии». Затем актер неожиданно исчез с радаров. С 2010 по 2022 о нем вспоминали только благодаря мемам и новостям о его ухудшающемся состоянии.
Карьера Фрейзера разрушилась по нескольким причинам. Все началось с травм на съемках «Мумии», где актер самостоятельно выполнял трюки. Затем у него развилась депрессия после домогательств коллеги и болезненного развода с женой. Ментальное и физическое здоровье мужчины заметно ухудшились, а фильмы с его участием перестали приносить прибыль.
«Кит» — это долгожданное возвращение актера в большое кино и главная драматическая роль в его карьере. Чтобы воспроизвести движения человека с лишним весом, Фрейзер работал с хореографами. А на съемочной площадке артисту часами наносили грим, ведь в реальности он весит гораздо меньше персонажа.
Роль Фрейзера в первую очередь про телесность. Герою с трудом дается каждое движение, а обычный путь в ванную превращается в полосу препятствий. Грузная походка и сбивчивое дыхание актера позволяют прочувствовать, насколько Чарли тяжело даже сидеть на диване.
Фрейзер мастерски передает и характер персонажа — добродушного печального человека, который пытается исправить ошибки прошлого. В его слезах и грустной улыбке нет фальши, ведь актер знает, как тяжело переживать утраты и возвращаться к нормальной жизни. Эта роль во многом биографическая — и оттого вдвойне гениальная: раньше голливудский красавчик Фрейзер таких персонажей не играл. Поэтому нет ничего удивительного в том, что актер расплакался на «Оскаре» после получения награды.
🤬 Режиссура гораздо оригинальнее сценария
Сценарий основан на одноименной камерной пьесе Сэмюэла Д. Хантера. Поэтому режиссер «Черного лебедя» и «Реквиема по мечте» Даррен Аронофски снимает весь фильм в замкнутом пространстве — душном и захламленном доме Чарли. Но даже в театральных рамках автору удается выкрутиться. «Кит» не выглядит как снятый на несколько камер спектакль.
Фильм запоминается благодаря мрачной цветокоррекции и субъективной съемке. Камера почти не отрывается от сидящего на диване Чарли. Поэтому, когда он изредка добирается до другого угла комнаты, перед зрителем открываются новые декорации. Исследовать пространство в «Ките» сложно, ведь сам герой сидит на одном месте.
Все достоинства фильма обесценивает сценарий. Аронофски всегда критиковали за пошлость, но в «Ките» диалоги и подтексты оказались еще претенциознее, чем в прошлых фильмах автора. Например, герои постоянно цитируют роман Германа Мелвилла «Моби Дик» — и сравнивают его сюжет с событиями на экране.
Книгу о гигантском ките вспоминают так часто, что это вызывает лишь раздражение. Простой общечеловеческий сюжет хотят сделать сложнее, чем он есть на самом деле.
Да и сами персонажи выглядят карикатурно. Например, юная дочь главного героя Элли ведет себя как подросток из фильмов 2000-х: употребляет наркотические вещества, постоянно хамит взрослым и не расстается с телефоном. А еще есть христианский миссионер, который постоянно навещает Чарли. Он нужен лишь для того, чтобы добавить к цитатам из Мелвилла отсылки к Библии.
😠 Все это мы уже видели в «Рестлере»
В «Ките» Аронофски сильно повторяется. Это заметят как фанаты автора, так и рядовые зрители. Новый фильм режиссера очень напоминает его же драму «Рестлер» с Микки Рурком: там непутевый отец тоже узнает о приближающейся смерти и пытается наладить отношения с дочерью, которую бросил несколько лет назад.
Вместо 270-килограммового эссеиста — постаревший спортсмен. Он знает, что ему больше нельзя выходить на ринг, но постоянно занимается самоистязанием: только во время боев мужчина чувствует любовь толпы. И в «Ките», и в «Рестлере» Аронофски показывает, как ментально нестабильные люди теряют смысл жизни. У них разрушаются и тело, и разум.
Действие «Рестлера» тоже происходит в одноэтажной бедной Америке, а главных героев обоих фильмов сравнивают с мучениками — и даже с Христом. Вот только в драме о звезде ринга сценарий не такой высокопарный.
Библейские отсылки — фирменный прием Аронофски. Режиссер использовал их почти во всех своих фильмах. А «Ной» и «мама!» и вовсе основаны на сюжетах Нового и Старого Заветов.
Но в «Ките» этот прием приедается. Автор топчется на месте и использует те же метафоры, что и десять лет назад. Раскусить финал и сюжетные повороты очень легко: нужно лишь вспомнить, что происходило в предыдущих фильмах Аронофски.
👍 Плюсы «Кита»
- Игра Брендана Фрейзера заслуживает «Оскара»
👎 Минусы «Кита»
- Сценарий во всем уступает режиссуре
- Даррен Аронофски занимается самоповторами и использует старые сюжетные приемы
- «Кит» очень претенциозный
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.