«На защите я рассуждала о „лени“ абитуриентов»: 6 дипломных работ авторов и редакторов Т⁠—⁠Ж

Воспоминания редакции образования
41
Аватар автора

Аня Иванешкина

собрала дипломы редакции

Страница автора

Написание курсовых и дипломов — пожалуй, самая творческая и сложная часть учебы в вузе.

На волне недавно прошедших защит редакция образования Т⁠—⁠Ж решила вспомнить о временах, проведенных за созданием научных работ, и рассказать о своем опыте — от долгого сидения в архивах до вечеринки в честь предзащиты.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 1

Про пилигримов и колонизацию

Аватар автора

Кирилл Савинов

шел к диссертации треть жизни

Страница автора

Я нашел свою тему для диплома на третьем году специалитета: решил писать про отцов-пилигримов. Это религиозные диссиденты, уплывшие в Северную Америку в начале 17 века, с ними связано, например, изобретение Дня благодарения и основание штата Массачусетс.

Я развил эту тему до диплома, и к пятому курсу она успела надоесть мне до смерти. Но когда я поступил в аспирантуру, научник сказал, что логично будет продолжать, и в диссертации я снова обратился к пилигримам: пытался вписать их в контекст глобальных процессов колонизации. Тогда же ездил в США, сканировал нужные мне источники и даже подался на несколько популярных американских стипендий для ученых, но получил пару отказов и забил.

В конце первого курса аспирантуры я стал работать в популярном медиаиздании, и написание диссертации отошло на второй план. Через пару лет я все же решил довести дело до конца — уволился, за три месяца увеличил объем текста с 150 до 260 страниц и договорился о защите.

Помню, что в честь предзащиты устроил тематическую вечеринку в баре и заставил всех прийти в костюмах пилигримов и индейцев. Было около 40 гостей и очень много крафтового пива.

Среди диджеев на вечеринке был ныне покойный журналист Тагир Вагапов, который делал клевые микстейпы Weird Radio
Среди диджеев на вечеринке был ныне покойный журналист Тагир Вагапов, который делал клевые микстейпы Weird Radio

А вот процесс защиты был максимально болезненным. Нужно было собрать кучу бумажек, сочинить на себя отзывы и заставить преподавателей их подписать. Еще надо было найти оппонентов — тут мне очень помог научный руководитель. Правда, один оппонент отказался читать диссертацию в электронном виде, и я ездил в Ярославль, чтобы передать ему печатный вариант. Еще на саму защиту надо было закупиться вином и пирогами — но это уже мелочи. Из интересного помню, что в период работы над диссером переписывался с певицей Монеточкой и она поздравила меня в день защиты.

Переписка с Монеточкой
Переписка с Монеточкой

Честно говоря, так и не понимаю, помогло это мне как-то в жизни или нет. Могу рассказать, что я кандидат наук, на вечеринке или работодателю — на кого-то это даже производит впечатление.

Ну и в процессе было интересно, хоть настоящим ученым я так и не стал.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 2

Про искусствоведов в интернете

Аватар автора

Кирилл Казаков

с трудом дописал работу

Страница автора

Я учился на переводчика с английского и немецкого. Диплом готовил о лексике искусствоведов в интернете — читал статьи и сайты, искал что-то специфическое. Тему выбирал из предложенного списка. Мне нравилось читать на английском, показалось, что по выбранной тематике можно найти интересные тексты.

Сначала я делал все как надо: подыскивал литературу, честно читал, писал и обдумывал. Но в какой-то момент я иссяк и едва дотянул до минимального объема: найти какие-то интересные особенности лексики мне так и не удалось.

Не хватило организованности в работе, поэтому я получил очередной урок по тайм-менеджменту. Особенно сильно ощутил это в конце: кажется, работа уже готова, но нужно тут что-то поправить, там что-то переписать — и времени уходит много. В итоге дописывал диплом в последний момент. Жалею, что уже тогда не погрузился в автоматизацию процессов — например, составлять список литературы и форматировать текст вручную было долго и неудобно. А мог бы посмотреть пару видео на «Ютубе» о LaTeX и вообще не думать об этом.

Не скажу, что диплом мне в итоге пригодился: в магистратуре я учился на другой специальности.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 3

Про российские СМИ и гендер

Аватар автора

Аня Иванешкина

писала с упоением

Страница автора

Все свои научные работы в бакалавриате я писала на стыке двух дисциплин: политической науки и гендерных исследований. На втором курсе сравнивала маскулинные образы Трампа и Путина, на третьем анализировала, как в российских журналах конструируются понятия мужественности и женственности, а в дипломе решила охватить сразу несколько десятилетий и посмотреть, как изменилась риторика СМИ относительно гендерных вопросов с начала нулевых по сегодняшний день.

Защищать такие работы нелегко: во-первых, всегда найдется мужчина средних лет, которому покажется, что ты занимаешься ерундой, а во-вторых, обязательно придет количественник, который раскритикует твои качественные методы.

С первой проблемой сделать ничего нельзя, поэтому я сосредоточилась на второй и для диплома выбрала смешанные методы: прогнала количественный контент-анализ на 10 000 статей, а потом «руками» проанализировала еще 300. Благодаря такому масштабу я почувствовала себя реально крутым исследователем и с головой погрузилась в анализ данных: могла целый день строить графики и облака слов или раз за разом вчитываться в одну и ту же фразу в поисках новых смыслов. Отдельным удовольствием было просматривать статьи каких-нибудь «Известий» из нулевых: эта атмосфера зарождающегося капитализма, гламура и постоянного праздника непередаваема.

Порадовали и результаты: было действительно интересно смотреть, как с годами рядом со словом «женщина» снижается частота употребления слова «карьера» и растет использование слова «ребенок» или как издания постепенно меняют образ «просвещенной Европы» как ценностного ориентира на образ «Запада» как идеологического врага. Мне кажется важным отслеживать и рефлексировать эти конструкты: полезно понимать, что еще 10 лет назад в России про сексуальное образование, гендерную дискриминацию и социальные роли мужчин и женщин говорили совсем не то же самое, что сейчас.

На графике видно, как с 2016 года резко падает количество сюжетов, посвященных гендерному равенству, и растет использование консервативной риторики
На графике видно, как с 2016 года резко падает количество сюжетов, посвященных гендерному равенству, и растет использование консервативной риторики

Защита прошла на удивление хорошо: мне поставили «отлично», а один уважаемый мной преподаватель даже попросил прислать ему работу для более вдумчивого ознакомления.

Что я буду делать со своей махиной текста, пока не знаю — может, превращу ее в презентацию для какого-нибудь семинара в своем университете, а может, и доработаю до полноценной статьи.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 4

Про соцсети, блогеров и «Живой журнал»

Аватар автора

Алёна Хоперскова

помнит, что такое ЖЖ

Страница автора

Я училась на факультете журналистики в Омском университете, нашим деканом был удивительно харизматичный человек. Несмотря на то что он пророчил всем студенткам исключительно карьеру жены и матери — а может быть, как раз из желания доказать обратное и из духа противоречия, — мне захотелось писать курсовую именно у него. Так мы благополучно дошли до диплома.

Моя работа была посвящена феномену гражданской журналистики. Тогда под этим термином я подразумевала сообщения, созданные не профессиональными медиа, а пользователями соцсетей, блогерами и специальными агентствами, которые позволяли добавлять новости своим подписчикам.

С момента моего выпуска прошло почти 10 лет. Сейчас ужасно забавно, что во введении к работе я на полном серьезе задавалась вопросом, смогут ли новости от блогеров и посты в соцсетях влиять на аудиторию больше, чем профессиональные медиа, — а в конце со звериной серьезностью говорила, что такое возможно, но только если гражданская журналистика не будет «заниматься бесконечным распространением информации и самоповторами». Тогда это было даже смело: я вступала в заочную полемику с исследователем, который предрекал, что в российских соцсетях никогда не будут обсуждать общественно важные проблемы.

Большинство платформ, которые я анализировала, уже прекратили свое существование или утратили популярность. Помнит ли кто-то еще «Ридус», Google+ и блоги на «Мейл-ру»? А сердце моей аналитики, популярный тогда «Живой журнал»? Но сам феномен оказался куда более живучим, чем я могла предположить в студенческие годы. Пока пишу свои занудные воспоминания, страшно представить, сколько оповещений от телеграм-каналов мне пришло.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 5

Про «ленивых» абитуриентов

Аватар автора

Екатерина Александрова

знает все про поступление в вузы

Страница автора

Я училась на социолога два раза: в бакалавриате и магистратуре. Дипломы писала по смежным темам. Они были связаны с факторами, которые абитуриенты рассматривают при выборе вуза и специальности. В первый раз я строила исследование на основании опросов самих выпускников, а в магистерской диссертации уже обращалась к статистике: скачала конкурсные списки МГУ им. М. В. Ломоносова на все образовательные программы и по совпадающим ФИО анализировала траектории поступления абитуриентов — на какие направления они подаются. Затем из собранных данных строила графики, где были четко видны связи между разными специальностями в одном вузе: если вступительные испытания на программы были одинаковыми, то абитуриенты с высокой вероятностью подавались на оба направления.

На защите я показывала эти графики и рассуждала о «лени» абитуриентов: они не записывались на сдачу дополнительного ЕГЭ, чтобы поступить на желаемую специальность, но на другом факультете.

Вот тут изображено, сколько абитуриентов подавались одновременно на несколько смежных специальностей по профилю «география»
Вот тут изображено, сколько абитуриентов подавались одновременно на несколько смежных специальностей по профилю «география»

Например, на экологию на почвенном и географическом факультете подали документы 152 человека, а вот на это же направление на биологическом вместе с почвенным — уже всего 17 человек. Все дело в том, что на направление биологического факультета нужно было сдавать дополнительный предмет ЕГЭ.

В аспирантуру я пойти не решилась. Казалось, что мои темы были слишком прикладными для академической науки.

Лейбл заголовка
ДИПЛОМ № 6

Про советского искусствоведа

Аватар автора

Анастасия Преснякова

погрузилась в архивы

Страница автора

Я училась в бакалавриате по истории искусства, а сейчас оканчиваю магистратуру по той же специальности в Италии. В искусствоведение шла целенаправленно и остаюсь в нем до сих пор, как бы семья ни вздыхала по поводу моих карьерных перспектив.

На втором курсе заинтересовалась советским искусствоведением: оно показалось мне странным, пропитанным идеологемами. Его было невозможно читать и воспринимать как объективный источник, но почему-то многие именно так и делали — а некоторые делают так до сих пор. В целом советское до сих пор остается не до конца осмысленным, и мне стало интересно в этом разобраться.

Мое особое внимание привлек Борис Терновец — директор ГМНЗИ в 1920—1930-х годах, куратор, критик и искусствовед. Сначала я занималась преимущественно его текстами, а потом стала изучать и его музейную практику. Для этого мне пришлось два года не вылезать из архива рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина — я перебрала значительную часть дел, связанных с Терновцом.

Работать в архивах мне безумно понравилось. На третьем курсе я написала про Терновца курсовую, на четвертом расширила ее до диплома. Правда, третья глава не очень получилась: я взяла слишком широкий контекст и сделала большую ставку на архивы, но наступил ковид, они закрылись, и я не успела досмотреть некоторые документы. Хорошо, что комиссия отнеслась к этому с огромным пониманием.

Защита прошла отлично, вопросов ко мне было немного, темой и степенью ее проработанности все остались довольны и поставили мне максимальный балл. Одним из самых ощутимых преимуществ явно было то, что эту тему никто не трогал до меня: я писала все с самого нуля, про моего героя не было никакой научной литературы в принципе. Когда ты открываешь архивные дела, там обычно стоят отметки с датами и можно увидеть, кто и сколько раз брал эти документы до тебя. Большинство документов, с которыми мне удалось поработать, не содержали вообще никаких отметок, и это в целом говорит о многом.

Сейчас я продолжаю работать с этой темой, но уже в разрезе культурных связей между Советским Союзом и Италией в 1920—1930-е годы, планирую писать свою магистерскую диссертацию именно об этом.

Аня ИванешкинаА теперь ваш черед поделиться историями написания и защиты дипломных работ: