«Три тысячи лет желаний» вышел в России. Это первый фильм режиссера «Безумного Макса» за 7 лет
8 сентября в российский прокат вышел фильм «Три тысячи лет желаний» — новая работа режиссера «Безумного Макса» Джорджа Миллера.
В фильме Тильда Суинтон играет литературоведа — во время поездки в Стамбул она покупает сосуд с настоящим джинном. Тот предлагает женщине три желания и попутно рассказывает истории из своей жизни.
Вот каким получился этот странный, но по-своему обаятельный фильм.
Что за «Три тысячи лет желаний» (Three Thousand Years of Longing)
Дата премьеры: 8 сентября 2022 года
Страна производства: Австралия, США
Режиссер: Джордж Миллер, постановщик фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
В ролях: Тильда Суинтон, Идрис Эльба, Эрдиль Яшароглу, Сара Хуболт, Сабрина Доур Эльба
Жанр: фэнтези, мелодрама
Фильмы, похожие на «Три тысячи лет желаний»: «Воображариум доктора Парнаса», «Запределье», «Облачный атлас»
Продолжительность: 1 час 48 минут
Где смотреть: «Кинопоиск», Okko, Kion, Wink
🧞♂️ О чем фильм
Литературовед Алетейя Бинни приезжает в Стамбул на большую конференцию, где рассказывает о сущности мифов и их влиянии на человечество. По приезде у женщины начинаются галлюцинации: она видит странного маленького человека в аэропорту, а ее выступление прерывает жуткое существо.
Позже на стамбульском рынке Алетейя покупает старый невзрачный сосуд. Уже в гостиничном номере из него вылетает джинн — и предлагает загадать три желания, иначе ему никогда не обрести свободу. Но Алетейя хорошо знает мифы и ожидает какого-то подвоха. Чтобы убедить женщину, джинн раскрывает ей истории из своего богатого прошлого.
🙃 «Три тысячи лет желаний» — антипод «Безумного Макса»
«Безумный Макс: Дорога ярости» вышел семь лет назад, но режиссер Джордж Миллер не особенно спешил снимать следующую картину. Кто-то ждал, что он займется сиквелом постапокалиптического экшена. Другие предполагали, что Миллер наконец экранизирует «Одиссею» Гомера, как и планировал еще в нулевых. Вместо этого он поставил кино, максимально далекое от «Дороги ярости» — и по жанру, и по стилю.
«Безумный Макс» был прямолинейным адреналиновым экшеном, где нет ни одной лишней реплики и вся история рассказывается через действие. «Три тысячи лет желаний», напротив, кино избыточное и многословное. По сути, это разговорная драма. Два главных героя почти весь фильм проводят в номере отеля, болтают о жизни, любви и других экзистенциальных вещах. Просто иногда их разговоры иллюстрируются красочными сценами из воспоминаний древнего джинна.
Для Миллера это далеко не первый необычный карьерный ход. Этот же человек между третьим и четвертым «Безумным Максом» успел сделать две части «Бейба» о приключениях осиротевшего поросенка и детский мультфильм «Делай ноги» про танцующих пингвинов. Режиссер любит испытывать себя на прочность и пробовать силы в разных жанрах. Редкая черта для постановщика, которому вот-вот стукнет 80 лет.
🏰 Миллер рассказывает старую сказку на новый лад
«Три тысячи лет желаний» четко поделен на главы — в каждой джинн рассказывает очередную невероятную историю из своей долгой жизни. Он успел побывать и при дворе царицы Савской, и в средневековой Османской империи. И везде сталкивался с одной и той же проблемой: джинн наблюдал, как любовь уничтожает людей вокруг и его самого.
Фильм Джорджа Миллера построен как сборник небольших романтических сказок. Старомодных, иногда аляповатых, но милых и потрясающе красивых. «Три тысячи лет желаний» упивается ближневосточной эстетикой: камера летает по лабиринтам дворцовых коридоров, вглядывается в цветастые костюмы и колоритные интерьеры. Даже в тонкой истории о любви Миллер не отказывает себе в визуальной избыточности.
Неудивительно, что фильм провалился в мировом прокате. «Три тысячи лет желаний» выглядит как привет из прошлого — откуда-то из нулевых, когда Тарсем Сингх снимал такое же эстетское «Запределье», а Терри Гиллиам удивлял зрителей «Воображариумом доктора Парнаса». Сейчас такое мелодраматическое фэнтези практически вымерло.
📚 Это история об историях
Конечно, «Три тысячи лет желаний» — не только фильм о воспоминаниях джинна. За обманчиво простым фэнтези-сюжетом скрыты размышления о важности историй в жизни человека. Главная героиня — литератор, собирающая и изучающая мифы народов мира. Она лучше прочих знает, как сюжеты мигрируют из одной культуры в другую и со временем трансформируются. В ее голове хранится множество историй, при этом жизнь Алетейи совершенно бессобытийна. Женщина утверждает, что счастлива быть одна и просто существовать.
В самом начале фильма закадровый голос предупреждает: эта история реальна, пусть и рассказана под видом вымысла. Все магические элементы в «Трех тысячах желаний» можно рассматривать как плод воображения Алетейи. А сам фильм — как рассказ о взрослой женщине, которая учится принимать свою сексуальность после многих лет одиночества. И делает это единственным знакомым ей способом: через мифы и истории.
Алетейя не просто так вечно спорит сама с собой и даже с сюжетом фильма. Она не может просто взять и загадать три желания, как все персонажи мифов в ее ситуации. Героине мешает то, что она живет в эпоху переизбытка информации и слишком хорошо знает, чем заканчиваются подобные легенды.
Джордж Миллер вообще критически относится к реальности. Тот же джинн у него не может жить в городе, потому что приходится пропускать через себя все электромагнитные волны. Он одновременно слышит слишком много голосов и видит чересчур много изображений. В каком-то смысле «Три тысячи лет желаний» — метафорическое кино о том, как сложно найти искренние чувства в информационную эпоху. Когда историй, образов и даже чувств вокруг стало так много, что они давно потеряли изначальный смысл.
Это не единственная возможная трактовка «Трех тысяч лет желаний». Впрочем, Миллер и не планировал, что фильм будут расшифровывать. Просто это позволяет взглянуть на картину под разными углами. Снимая псевдоисторический эпос, Миллер на самом деле рассказывает очень личную историю одиноких персонажей. Как он, в принципе, всегда и делал: что в «Безумном Максе», что в «Делай ноги», что в «Иствикских ведьмах».
Пожалуй, главная беда фильма в том, что режиссер как будто бы так и не смог придумать, чем его закончить. В какой-то момент «Три тысячи лет желаний» спотыкается и начинает неловко ковылять к финалу. Если вам казалось, что во «Властелине колец» было много ложных концовок, то тут их еще больше. Почти весь третий акт состоит из сцен, которые заканчиваются затемнениями. Кажется, что фильм вот-вот закончится — но он продолжается и продолжается.
👍 Плюсы «Трех тысяч лет желаний»:
- Один из самых красивых фильмов 2022 года.
- Джордж Миллер рассказывает необычную историю: цветастое фэнтези снаружи, тонкая мелодрама внутри.
- Отличный режиссер опять экспериментирует с жанрами.
👎 Минусы «Трех тысяч лет желаний»:
- Фильм может показаться наивным или просто устаревшим — и в целом он такой и есть.
- Фанаты «Безумного Макса» могут расстроиться: этот фильм совершенно не похож на самую известную работу Миллера.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.