Как создатель «Скайрима» Тодд Говард стал мемом — и почему его любят миллионы игроков
Поп-культура
13K
Фотография на обложке — Christian Petersen / Getty Images

Как создатель «Скайрима» Тодд Говард стал мемом — и почему его любят миллионы игроков

Что нужно знать о знаменитом геймдиректоре Bethesda
7
Аватар автора

Егор Аргунов

готовится купить Скайрим в десятый раз

Страница автора
Аватар автора

Джамиль Махмутов

верит в сладкие обещания Тодда

Страница автора

Тодд Говард — один из главных создателей ролевых игр. Один лишь «Скайрим» приносит компании Bethesda десятки миллионов долларов в год.

Говард стал героем мемов и пародийных песен, а на публичных выступлениях игроки встречают его как рок-звезду. Рассказываем, как геймдиректор пришел к успеху, чем примечательны его игры и почему Говарда считают одним из самых влиятельных творцов игровой индустрии.

🧙 Тодд Говард с детства увлекался ролевыми играми — и стал создавать их сам

Геймдиректор родился в 1970 году в Пенсильвании. О родителях Говарда — Рональде и Присцилле — почти ничего не известно.

С детства будущий разработчик увлекался «Звездными войнами», настолкой Dungeons & Dragons и математикой. Позже он со старшим братом Джеффом втянулся в видеоигры. Среди любимых — RPG-серия Ultima, в частности, третья часть, вышедшая в 1983 году.

Скриншот из Ultima 3: Exodus. Источник: Origin Systems
Скриншот из Ultima 3: Exodus. Источник: Origin Systems

Братья попросили родителей купить компьютер Apple II, чтобы «стать умнее и получать хорошие оценки в школе». На деле Тодд и Джефф создавали там игры на манер любимой Ultima. Говарду нравилось, что RPG давали большую свободу действий: герой мог не только сражаться с врагами, но и общаться с мирными жителями и исследовать мир.

Вплоть до седьмой части Ultima становилась все реалистичнее и все сильнее погружала в себя. Тодд Говард вдохновился этой серией и понял, что хочет создавать подобные игры в будущем. Так он определился с профессией. В 12 лет Тодд создал свою первую видеоигру: в ней главный герой путешествовал в крытой повозке на Диком Западе и стрелял из дробовика. С этой работой юный геймдизайнер подал заявку на участие в школьном конкурсе и проиграл.

По словам Говарда, одноклассники и другие дети не понимали его увлечения видеоиграми. Тодда высмеивали, когда он рассказывал о своих планах. Со временем подросток преодолел застенчивость и добился успеха в школе. Он стал старостой класса, посещал дебатный клуб и кружок по теннису, а также участвовал в школьной модели ООН (сайт недоступен из РФ). При этом желание стать разработчиком в нем только возросло.

16-летний Тодд Говард с наградой за выдающееся выступление в школьной модели ООН. Источник: школьный альбом Тодда Говарда
16-летний Тодд Говард с наградой за выдающееся выступление в школьной модели ООН. Источник: школьный альбом Тодда Говарда

В 18 лет Тодд Говард узнал о Bethesda Softworks, когда поиграл в хоккейный симулятор Wayne Gretzky Hockey. Он увидел, что офис компании располагался рядом со школой. По пути домой Говард зашел к разработчикам и предложил взять его на работу. Мотивировал он это тем, что уже создавал игры в подростковом возрасте и очень хочет заниматься этим профессионально. Ему отказали и посоветовали для начала хотя бы окончить школу.

Тодд выпустился из школы и вновь попросился в Bethesda — и ожидаемо получил отказ. После этого Говард поступил в государственный Колледж Вильгельма и Марии в Вирджинии на курс по бизнесу и окончил его в 1993 году. Параллельно он работал в маленькой игровой компании, название которой не разглашает уже 30 лет. Будучи разработчиком, Говард часто посещал компьютерные конференции и постоянно напоминал сотрудникам Bethesda о себе. Наконец компания поддалась уговорам и наняла его в 1994 году. С тех пор Тодд не менял место работы.

В Bethesda Говард попал в маленькую команду создателей шутера Terminator: Future Shock. Он работал одним из ее дизайнеров и параллельно помогал создавать The Elder Scrolls 2: Daggerfall — масштабную RPG с большим открытым миром.

Трудолюбие и талант дизайнера заметили руководители Bethesda. Его назначили главой разработки The Elder Scrolls Adventures: Redguard — экшен-ответвления основной серии The Elder Scrolls. После выхода Redguard в 1998 году Говарду поручили руководить созданием The Elder Scrolls 3: Morrowind. RPG вышла в 2002 году, и с тех пор Говард стал неизменным творческим руководителем всех ролевых игр Bethesda.

😎 Тодд Говард прославился как создатель уникальных ролевых игр

Благодаря Morrowind у серии The Elder Scrolls появились миллионы новых поклонников. Игроки оценили большую свободу действий и дизайн открытого мира.

В 2002 году Morrowind стала самой обсуждаемой игрой на ПК, фанаты Bethesda часто называют ее лучшей RPG в истории. Частично успех Morrowind повлиял и на популярность самого Тодда Говарда, ведь это была первая ролевая игра, созданная под его руководством.

Для The Elder Scrolls 3: Morrowind все еще выходят пользовательские модификации. Источник: Bethesda Softworks
Для The Elder Scrolls 3: Morrowind все еще выходят пользовательские модификации. Источник: Bethesda Softworks

Однако большинство игроков узнало о Тодде Говарде во время разработки The Elder Scrolls 4: Oblivion. Геймдиректор активно участвовал в ее рекламной кампании: давал интервью, проводил презентации и рассказывал о создании Oblivion в видеодневниках. RPG получила несколько престижных наград как лучшая игра 2006 года. Тодд Говард перешел на роль исполнительного продюсера издательства Bethesda Softworks и главы Bethesda Game Studios, выпускавшей игры серии The Elder Scrolls.

С тех пор Тодд Говард выпустил еще одну знаковую RPG — постапокалиптическую Fallout 3. Он выступил геймдиректором: курировал разработку, придумывал идеи для сюжета и геймплея. А в 2011 году Bethesda выпустила свою самую популярную на данный момент игру — The Elder Scrolls 5: Skyrim. К тому времени Говард уже превратился в прославленного создателя игр. Его называли одним из лучших разработчиков в истории и даже включили в «Зал славы видеоигр».

Тодд Говард торжественно представляет «Скайрим» в 2010 году

Игры Тодда Говарда уникальны: их легко распознать среди других RPG. Вот какие особенности у его работ.

Действие его игр разворачивается в масштабном открытом мире с большой свободой действий. После прохождения пролога и короткого обучения игрок сам выбирает, куда пойти, как развивать персонажа и что делать дальше. При этом у главного героя всегда есть четкая и понятная цель. Скажем, в Fallout 3 протагонист должен разыскать отца, а в Skyrim — разобраться в своих магических способностях и спасти мир от дракона Алдуина.

Дополнительные задания в играх Тодда Говарда часто интереснее, чем основные. Выполнять квесты сотни часов, но так и не увидеть финал игры — норма для фанатов Bethesda. При этом прохождение может растянуться на годы. Например, поклонники Skyrim часто начинают прохождение, проводят в игре десятки часов, а затем откладывают ее. После этого они пытаются допройти RPG до конца, но часто создают нового персонажа, так как забывают, что вообще им нужно было делать.

Три правила разработки игр от Тодда Говарда

Определите, какие чувства должна вызывать ваша игра. По мнению Говарда, перед созданием проекта недостаточно перечислить список его функций. Чтобы выпустить по-настоящему успешную игру, придется сначала определить ее суть. По задумке Говарда, Skyrim должна была поощрять игроков за активное исследование мира. И ее создавали именно с такой формулировкой.

Не усложняйте разработку. Говард считает, что разработчики могут придумывать сколько угодно идей, но воплотить их все не получится. Поэтому важно правильно распределять силы, сосредотачиваться на простых игровых механиках и сплетать их воедино. Получившийся игровой процесс будет достаточно комплексным и одновременно легким, поэтому его оценит большинство игроков.

Играйте в собственные игры. Тодд Говард тестирует свои идеи в ранних сборках и проверяет, насколько они интересны. Постепенно из полученных результатов и выстраивается финальная концепция игры. Разработчик заявил, что ему приходится менять 90% идей из предварительных дизайн-документов.

Игрок может проходить RPG от Bethesda так, как ему нравится. В современных играх Говарда почти у всех элементов игрового процесса есть тонкая настройка. Скажем, вы можете играть персонажем как от первого, так и от третьего лица. Если игра кажется слишком легкой, включаете режим выживания. В нем главный герой должен постоянно спать, есть и пить, а также получает ушибы и заболевает. Если у оригинальной игры нет какой-то возможности, ее обязательно можно добавить с пользовательской модификацией.

В ролевых играх Тодда Говарда нет неправильных способов прохождения. При желании игрок может создать хоть жестокого бандита, убивающего мирных жителей, хоть альтруиста в нижнем белье. А еще RPG от Bethesda интересно перепроходить, так как вы можете выбирать, к какой из игровых фракций примкнуть. В Skyrim герой должен был определиться, к кому пойти — к мятежникам из Братьев Бури или к колонистам из Империи. От решения зависит доступность некоторых заданий.

🤯 Как Тодд Говард повлиял на индустрию видеоигр

За десятки лет работы в Bethesda у Тодда Говарда появилось несколько достижений. Вот некоторые из них.

Впервые платные загружаемые дополнения появились именно в его игре. В The Elder Scrolls 4: Oblivion игроки могли за два доллара купить броню для лошади. Костюм не давал никаких геймплейных преимуществ, это была лишь «косметика».

Броню откровенно высмеивали, так как в 2006 году идея продавать внутриигровой предмет игрокам казалась абсурдной. Однако DLC все равно стало успешным. Пример Oblivion вдохновил других создателей игр включать небольшие платные дополнения. Позже их назовут микротранзакциями.

Тодд Говард стал примером «народного» создателя игр. Геймдиректор выступает перед зрителями на игровых презентациях, отвечает на вопросы игроков в интервью и не уходит от критики. Например, Говард признал, что игроки справедливо дали негативные отзывы онлайн-RPG Fallout 76 и извинился перед фанатами. За это поклонники прощают ему все — даже нереализованные обещания вроде «бесконечных квестов в Skyrim». И по-доброму смеются во время его выступлений.

Выступление Тодда Говарда о Fallout 4 в 2015 году

Говард показал, что одну и ту же игру можно успешно перевыпускать более 10 лет. Skyrim вышла на ПК, Xbox 360 и PlayStation 3 в ноябре 2011 года. С тех пор Bethesda перевыпустила его четырежды. В 2016 году версия с улучшенной графикой и дополнениями появилась на ПК, Xbox One и PlayStation 4. В 2017 году вышли версии Skyrim для Nintendo Switch и VR-устройств. А в 2021 году в продажу поступила Anniversary Edition с набором пользовательских дополнений — уже для ПК, Xbox Series и PlayStation 5.

Каждый раз переиздания успешно продавались. Фанаты так устали от постоянного выпуска Skyrim на всех платформах, что превратили отрывок из начала игры в мем. В нем герой занимается своими делами, теряет сознание или умирает, а потом открывает глаза и оказывается в повозке с Братьями Бури. Сама Bethesda знает, что перевыпуск Skyrim на всех платформах — постоянный повод для шуток. Поэтому выпустила пародийный ролик об «очень особенном издании Skyrim» для колонки Amazon Alexa.

Сам Тодд Говард заявил, что Bethesda постоянно выпускает переиздания Skyrim, так как игроки продолжают их покупать. И если они не хотят видеть игру на всех возможных платформах, им стоит перестать платить за нее.

Шуточный трейлер Skyrim: Very Special Edition с актером Киганом Майклом-Кеем

🕺🏻 Почему интернет так любит Тодда Говарда

Тодд Говард — один из самых харизматичных людей в игровой индустрии. Разработчик умеет красиво говорить. У него хорошо развиты ораторские навыки, и одним своим присутствием Говард приковывает внимание аудитории. Геймдизайнер с энтузиазмом рассказывает о своих играх, поэтому после показа их сразу хочется попробовать самому. На E3 2018 Говард смог «продать» харкдорным фанатам Fallout 76, однако проблемный релиз онлайн-RPG немного подпортил его репутацию.

Он один из немногих разработчиков «старой школы». В игровой индустрии с каждым годом становится все меньше узнаваемых личностей вроде главы Valve Гейба Ньюэлла и создателя MGS Хидео Кодзимы. Студии разрастаются до небывалых масштабов, и в них становится слишком много руководителей.

Из-за этого отдельные геймдизайнеры не так заметны на публике. Тодд Говард же любит давать интервью и часто выступает перед живой аудиторией, чтобы рассказать о будущих играх Bethesda. Это позволяет ему сохранять личный бренд и узнаваемость у нескольких поколений геймеров.

Тодд Говард любит моддеров. Bethesda — одна из немногих студий, которая открыто поддерживает труд своих фанатов и выпускает удобные инструменты для модификаций. Еще в 2012 году Говард лично призывал другие студии поощрять моды, так как они делают игры лучше. Геймдизайнер также говорил, что The Elder Scrolls 6 изначально создают с учетом огромной базы моддеров-энтузиастов.

Тодд Говард любит преувеличивать, но не перегибает палку. Говард часто завышает ожидания, но все же сдерживает большую часть обещаний. Впрочем, геймдиректора не раз ловили на откровенной лжи. Вспомнить хотя бы утверждение о том, что в Fallout 3 будет 200 концовок. Но Говард все равно не врет в таких масштабах, как геймдизайнеры вроде Питера Молинье. Тот обещал, что в экшен-RPG Fable деревья будут расти в реальном времени. А позже попался на фейковой презентации амбициозного демо Project Milo.

Тодд Говард — большой фанат дорогих кожаных курток. Фото: Christian Petersen / Getty Images
Тодд Говард — большой фанат дорогих кожаных курток. Фото: Christian Petersen / Getty Images

👴🏻 Чем сейчас занимается Тодд Говард и каким видит свое будущее

Starfield. Геймдиректор Bethesda Game Studios заканчивает работу над своей первой научно-фантастической игрой. Starfield будут поддерживать платными DLC, так что Говарду еще предстоит вернуться к космической RPG.

The Elder Scrolls 6. Следующим личным проектом разработчика станет шестая часть популярной фэнтезийной RPG. О ней пока ничего не известно. Говард заявил, что в студии намерены превзойти успех Skyrim. Авторы хотят, чтобы в шестую TES играли на протяжении 10—20 лет. При этом речь не только о поддержке тайтла модами, но и о большом количестве контента от самих разработчиков.

Fallout 5. Говард подтвердил, что после The Elder Scrolls 6 студия займется Fallout 5. Постапокалиптическую RPG пока даже не начали разрабатывать, так что до релиза еще много лет.

Фанатам Fallout придется подождать, так как пятой частью займутся только после выхода The Elder Scrolls 6. Источник: Bethesda Softworks
Фанатам Fallout придется подождать, так как пятой частью займутся только после выхода The Elder Scrolls 6. Источник: Bethesda Softworks

Безымянный экшен об Индиане Джонсе. Руководитель BGS выступает исполнительным продюсером приключенческого экшена от MachineGames, создателей Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein 2: The New Colossus. По словам Говарда, это любовное послание всем фанатам Индианы Джонса. Геймдиректор Bethesda — большой поклонник харизматичного археолога в шляпе. Он около десяти лет пытался запустить разработку игры про него.

Завершение карьеры. В недавнем интервью IGN Тодд Говард заявил, что производство игр сейчас занимает очень много времени. Поэтому 52-летний геймдизайнер не исключает, что The Elder Scrolls 6 может стать его последней TES, прежде чем он уйдет в отставку.

🤠 Лучшие мемы с Тоддом Говардом

Шахматный клуб — один из первых мемов с геймдизайнером. В ролике 2005 года о работе над Oblivion Говард признался, что в детстве ходил в шахматный клуб. Сверстникам он часто рассказывал, что будет делать видеоигры, но его лишь высмеивали и просили «возвращаться в шахматный клуб».

В конце монолога Говард насмехается над обидчиками из детства. Делает паузу, с ухмылкой откидывается назад — и будто оправдывающимся тоном говорит, что и правда ходил в шахматный клуб.

Из-за смешной подачи отрывок завирусился в соцсетях. А картинку с фразой Говарда «Ну и кто теперь смеется?» начали использовать в мемах. Многим отрывок из ролика напомнил сериал «Офис», где комедийность достигается за счет неловких пауз и абсурдных шуток.

Мама: «У тебя никогда не будет хорошей жизни, если ты будешь все время сидеть дома и проводить время за видеоиграми». Я, переживший COVID-19: «Ну и кто теперь смеется?»
Мама: «У тебя никогда не будет хорошей жизни, если ты будешь все время сидеть дома и проводить время за видеоиграми». Я, переживший COVID-19: «Ну и кто теперь смеется?»

Тодд Говард — продавец Skyrim. The Elder Scrolls 5 так часто переиздавали на разных платформах, что в глазах многих геймеров Говард превратился в настойчивого продавца Skyrim.

В западных соцсетях у мемов на эту тему есть свое название — toddposting. В рунете же они никак не обозначены. Самая популярная вариация шутки — фраза «Слыш, купи». Ее накладывают на картинки или же публикуют в комментариях под соответствующими новостями.

В этих мемах Говард порой маскируется под других людей, чтобы его не заподозрили в очередной попытке продать Skyrim.

В соцсетях представили, как бы выглядела реклама Тодда Говарда в России
Тодд Говард замаскировался под персонажа из Fallout 4, чтобы продать Skyrim
Тодд Говард в фильме «Купи мою игру»
«Привет, меня зовут Род Бровард»
«В конце концов… почему бы мне снова не выпустить Skyrim?»
Надпись на футболке: «Все мы снова покупаем Skyrim»
«Купи Skyrim»

«Видишь ту гору? На нее можно взобраться». Эта фраза Говарда завирусилась после показа Skyrim на выставке E3 2011. В интервью разработчик рассказывал о масштабах открытого мира игры и несколько раз упомянул, что горы на заднем фоне не декорации, а настоящие локации, открытые для исследования.

Фанатов впечатлили размеры карты Skyrim. Запомнилась и фраза про гору, на которую можно залезть. Отметим, что в финальной версии горы в самом деле оказались реальными локациями. Но лазить по ним не очень удобно: в Skyrim нет отдельной механики на манер скалолазания из The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

«На любую гору можно залезть»
«На любую гору можно залезть»

На презентации Starfield в июне 2023 года Говард повторил легендарную фразу. Он упомянул, что Луну на заднем плане в самом деле можно исследовать.

Тодд-лжец. Отдельная категория мемов, где вспоминают невыполненные обещания геймдизайнера. В интернете особенно популярны короткие ролики с фрагментами интервью под песню Little Lies рок-группы Fleetwood Mac. Название этого мема созвучно с именем М’Айка Лжеца — персонажа, который появляется в нескольких частях The Elder Scrolls.

Самое популярное видео на эту тему смонтировал блогер Crowbcat. На момент публикации текста оно набрало на YouTube свыше 4,5 миллиона просмотров. Со временем песня Little Lies стала ассоциироваться именно с Тоддом Говардом. Подобный ролик создали и об обещаниях геймдиректора насчет Starfield.

It just works. Эта фраза Говарда стала крылатой после показа Fallout 4 на E3 2015. На презентации разработчик хвастался тем, что студии удалось реализовать сложные и уникальные для ролевых игр механики. Например, строительство зданий и систему электричества.

Геймдизайнер несколько раз повторил, что «все это просто работает», намекая на то, что проблем в самом деле возникнуть не должно.

Фанаты подхватили фразу и начали использовать ее в разных ситуациях. Например, сделали ее названием фанатской песни о Тодде Говарде.

Говард любит самоиронию, поэтому на E3 2018 всем напомнил про этот мем. И признал, что некоторые вещи порой все же не работают.

Бонус: персонаж Тодда Говарда в The Elder Scrolls 4. Фанаты Oblivion обнаружили, что в игре есть тестовый персонаж, озвученный самим разработчиком. По сюжету он ни разу не появляется, но его можно вызвать специальной консольной командой  .

Игрокам понравилось, как звучит этот герой. Теперь они без иронии просят, чтобы геймдизайнер озвучил кого-нибудь в будущем проекте Bethesda.

🎮 Лучшие игры Тодда Говарда

The Elder Scrolls 3: Morrowind. После спорной The Elder Scrolls Adventures: Redguard Говарду доверили следующую номерную часть TES. Разработчик выступил геймдиректором Morrowind, которую высоко оценили критики и игроки. У Morrowind узнаваемый сеттинг с элементами стимпанка и фэнтези и куда больший акцент на второстепенных квестах. По сравнению со второй The Elder Scrolls открытый мир в Morrowind сильно меньше, но куда разнообразнее и проработаннее за счет отказа от процедурной генерации в пользу ручной работы.

Fallout 3. Следующей личной игрой Говарда после Morrowind была Fallout 3. Bethesda предстояло разработать большую RPG по существующей франшизе, у которой уже были миллионы фанатов по всему миру.

В отличие от предшественниц, Fallout 3 можно проходить с видом от первого или третьего лица, а бои проходят в реальном времени. Из-за схожести с TES 4 среди поклонников возник мем о том, что Fallout 3 — «Oblivion с пушками». Однако в RPG было немало своих идей. Например, там впервые в играх Bethesda появились проработанные напарники с собственными историями.

Fallout 3 стала последней игрой Bethesda, которую разработали на движке Gamebryo. Источник: Bethesda Softworks
Fallout 3 стала последней игрой Bethesda, которую разработали на движке Gamebryo. Источник: Bethesda Softworks

The Elder Scrolls 5: Skyrim. Говард также выступил геймдиректором Skyrim. Открытый мир в TES 5 по сравнению с Oblivion стал меньше, зато в нем куда больше узнаваемых локаций. Skyrim куда больше про «песочницу» и исследование мира, нежели про отыгрыш роли. Нелинейность в некоторых квестах все же есть, но глобально решения героя мало на что влияют.

На данный момент Skyrim — самая продаваемая игра Bethesda и одна из самых знаковых в индустрии. Skyrim вдохновлялись другие разработчики экшенов в открытом мире, включая The Legend of Zelda: Breath of the Wild. А еще Skyrim смогла стать важным интернет-феноменом — все благодаря поддержке фанатов, мемам и запоминающимся цитатам. Историю про стрелу в колене знают даже те, кто не запускал Skyrim.

Fallout 4. На E3 2015 состоялся анонс следующей Fallout, руководителем которой вновь выступил Тодд Говард. За счет обновленного движка открытый мир стал больше и почти бесшовным — в некоторые дома можно было попасть без каких-либо загрузок.

В этот раз Bethesda сделала большой акцент на кастомизации. Можно с нуля собрать себе оружие, броню, а также создать свое поселение с защитными укреплениями, огородами и очистными сооружениями. Fallout 4 снискала успех. Но многим хардкорным фанатам не понравилось, что авторы еще сильнее упростили ролевые элементы, а нелинейности стало меньше.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновКак вы относитесь к Тодду Говарду?