Рецепт блокбастера: что общего у самых кассовых россий­ских фильмов последних 20 лет

Какие жанры, актеры и режиссеры собирают больше денег
29
Рецепт блокбастера: что общего у самых кассовых россий­ских фильмов последних 20 лет
Аватар автора

Валерия Смирнова

аналитик-киноман

Страница автора

В 2022 году отечественные фильмы впервые в новейшей истории России собрали в прокате больше, чем зарубежные. В 2023 на российское кино пришлось уже 72% кассовых сборов.

Мы решили посмотреть, какие отечественные фильмы чаще добиваются успеха в прокате: что у них общего и есть ли какой-то рецепт, по которому создаются успешные кинокартины.

Для этого мы изучили почти двести самых кассовых российских хитов — точнее говоря, 199 фильмов, которые преодолели психологический барьер в 5 млн долларов кассовых сборов. Самый ранний проект из рейтинга вышел в 2004 году, самый новый — в 2024. Таким образом, мы рассмотрим двадцатилетний период в истории российского кинопроката.

На момент написания этой статьи десятка самых кассовых российских фильмов выглядит так.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Как менялось производство кинохитов в России

Историю современного российского кинопроката можно разделить на три этапа.

2004—2014 — стабильный рост и последовавший за ним кризис. Первый отечественный фильм, который официально собрал больше 5 млн долларов в российском прокате, — «Ночной дозор», он вышел в 2004 году. И вплоть до 2014 наблюдался плавный рост суммарных кассовых сборов российских кинохитов. Максимум в этот период был достигнут в 2013 году, когда вышли фильмы «Сталинград» (сборы — 52 млн долларов), «Елки 3» (38 млн), «Легенда № 17» (30 млн) и «Горько!» (26 млн).

2015—2019 — восстановление после кризиса. В 2014 году курс доллара резко вырос, доходы населения снизились, и люди стали реже ходить в кино. Максимальный курс доллара в этот период пришелся на 2015 год, тогда же был антирекорд по кассовым сборам: суммарно выпущенные в тот год хиты принесли всего 82 млн долларов.

Потом доллар постепенно дешевел, кризис отступал, и уже в 2017 году рынок пришел к новому рекорду и по количеству выпущенных картин, и по кассовым сборам. В тот год состоялись премьеры фильмов «Движение вверх» (54 млн долларов), «Последний богатырь» (30 млн) и «Притяжение» (19 млн).

2020—2024 — текущий период: новое падение и последующее восстановление. Затем настало сложное время: сначала пандемия с закрытыми классическими кинотеатрами и расцветом онлайн-сервисов привела к тому, что в 2020 сборы упали до значений посткризисного 2015 года. В 2021 индустрия начала вставать на ноги — в первую очередь благодаря семейным фильмам: вышли, например, еще две части «Последнего богатыря» и «Конек-Горбунок».

В 2022 наступил еще один кризис, и громких премьер практически не было. Суммарные сборы за год — всего 59 млн долларов. Зато в 2023 вышли сразу три хита: уверенный рекордсмен по сборам за всю историю российского проката — «Чебурашка» (91 млн долларов), сказочное кино «По щучьему велению» (29 млн) и первый фильм, снятый в космосе, — «Вызов» (25 млн).

Текущий 2024 год для российского кинематографа начался удачно: среди премьер оказались, например, «Холоп 2» и «Бременские музыканты», которые заняли 6-е и 11-е место по сборам.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

В какое время года выходят кинохиты

Производители фильмов стремятся выпускать потенциальные хиты перед выходными и праздничными днями, когда у людей больше свободного времени.

31% хитов зрители увидели в кинотеатрах в новогодние праздники — в основном это семейные фильмы, мультфильмы и комедии, например «Елки», «Чебурашка», «Три богатыря».

Еще 15% явно приурочены к другим праздникам, причем тематика фильма обычно соответствует дате. Например, ко Дню защитника Отечества выходят исторические и военные фильмы: «Турецкий гамбит», «Август. Восьмого», «Батальонъ». На Восьмое марта и День святого Валентина выпускают романтические комедии: «Любовь-морковь», «Лед», «Любовь в большом городе». В День космонавтики — фильмы о космосе: «Время первых», «Вызов».

В майские праздники и летом премьер с большими сборами практически нет. За двадцать с лишним лет только три фильма, вышедших с мая по август, преодолели планку в 10 млн долларов: комедия с Сергеем Безруковым «Каникулы строгого режима», первый российский блокбастер с Хабенским «Ночной дозор» и продолжение успешного телепроекта в кино «Кухня в Париже».

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Фильмы каких жанров собирают больше денег

Все фильмы мы распределили по восьми основным жанрам — как правило, брали тот, что упомянут первым на «Кинопоиске» и в издании «Бюллетень кинопрокатчика».

Оказалось, что самый популярный жанр — комедии, 32% премьер. Причем половина из них — это семейные картины без возрастных ограничений, остальные — с рейтингом 18+. К последним относятся, например, второй по сборам в истории российского кино фильм «Холоп», целый ряд проектов ТНТ — «Самый лучший фильм», «Полицейский с Рублевки», «Наша Russia» — и ставший уже народным фильм «Горько!». Таким образом, даже заранее наложенные ограничения по возрасту зрителей не мешают собирать приличную кассу.

Второй по популярности жанр — сказки, на них приходится 18% фильмов. К ним мы отнесли мультфильмы и кино о героях сказок и советских мультиков: трех богатырях, Бабе-яге, Чебурашке и так далее.

Комедии вместе со сказками составляют половину всех российских хитов. Вторая половина — это, в первую очередь, драмы и исторические фильмы, а также фэнтези, мелодрамы и так далее.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Популярность жанров меняется со временем.

Боевики и мелодрамы утратили популярность в начале 2010-х. Последней отечественной мелодрамой, собравшей больше 5 млн долларов в российском прокате, стал фильм «Любовь в большом городе 3» (2014), а боевиком  — «Бригада: Наследник» (2012).

Почти все успешные российские боевики пришлись на короткий период с 2005 по 2008 год. Мелодрамы пользовались популярностью чуть дольше: все началось в 2006, когда вышел «Питер FM», а закончилось в 2014 картиной «Любовью в большом городе 3». В этот девятилетний период выходили франшизы «Любовь-морковь» и «Любовь в большом городе», переснятая советская классика «Ирония судьбы. Продолжение» и «Служебный роман. Наше время» и даже «Выкрутасы» с голливудской звездой Миллой Йовович.

Десять лет моды на спортивные фильмы. На место боевикам и мелодрамам пришли фильмы о спортсменах: «Легенда № 17» о великом хоккеисте Харламове вышел в 2013 году и задал тренд на экранизации историй советских и российских чемпионов. После него добились успеха, например, «Движение вверх» о баскетбольной сборной СССР, «Чемпион мира» с Иваном Янковским в роли гроссмейстера Карпова, а также «Чемпионы», рассказавшие сразу о пяти известных спортсменах.

Комедий становится меньше. Комедии, как мы писали выше, становились хитами почти каждый год. Но в последние пять лет выходит в среднем две с половиной успешные комедии в год, а в 2010—2014 — пять с половиной. Тогда были выпущены, например, первые четыре части «Елок», три фильма «Квартета И», а еще «Горько!» и «Наша Russia: Яйца судьбы».

Сейчас пик популярности сказок. Выходят и продолжают собирать большую кассу продолжения «Трех богатырей», новые сказки «Последний богатырь» и «По щучьему велению», а также лидер рейтинга «Чебурашка».

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Какие актеры чаще снимаются в кинохитах

В списках исполнителей главных ролей в российских кинохитах чаще всего встречается пять имен: Данила Козловский, Александр Петров, Константин Хабенский, Сергей Безруков и, с некоторыми оговорками, Иван Ургант. Суммарно они сыграли главные роли в 18% фильмов, которые принесли 24% всех кассовых сборов.

Данила Козловский — 8 фильмов. Первым хитом с Козловским в главной роли стал фильм «Мы из будущего» (2008). Суперзвездой его сделала «Легенда № 17» — картина собрала рекордные для карьеры Козловского 30 млн долларов. Последний кассовый фильм — «Чернобыль», он вышел в 2021 году и принес «скромные» 5 млн долларов.

Александр Петров — 8 фильмов. Семь из них вышли в период с 2017 по 2020 год. Тогда ежегодно появлялось по два-три кассовых фильма с Петровым в главной роли: франшиза «Гоголь», экранизация романа Глуховского «Текст», военный фильм «Т-34» и так далее. Потом было затишье на четыре года — и вот, наконец, в 2024 году актер вернулся с ролью в спортивной мелодраме «Лед 3», премьера которой состоялась в День всех влюбленных. Картина собрала уже 17 млн долларов в прокате.

Константин Хабенский — 7 фильмов. Актер вне времени, фильмы с его участием неизменно собирали кассу с 2004 по 2021 год. Причем все работы разнообразны и по жанрам, и по роли, которую он там исполнил: блокбастеры из вселенной «Дозоров», мелодрама «Выкрутасы», исторические фильмы «Адмиралъ» и «Собибор», драма «Огонь» и спортивный фильм «Чемпион мира».

Иван Ургант — 7 фильмов. Все роли — в фильмах из франшизы «Елки». Вообще, в фильмах этой франшизы участвовало множество актеров: и Сергей Светлаков, и Константин Хабенский, который обычно озвучивает закадровый текст. Но первым в перечне актеров прокатчики упоминают именно Урганта.

Сергей Безруков — 6 фильмов. С 2006 по 2012 он был самым востребованным актером. Сейчас мы чаще видим его в рекламе, чем в кино. Самым кассово успешным фильмом с его участием стало продолжение «Иронии судьбы», которое собрало почти 50 млн долларов. Комедия «Джентльмены, удачи!» (2012) стала последним фильмом с участием Безрукова из вошедших в рейтинг, к тому же она получила очень скромную оценку зрителей — всего 3 балла на «Кинопоиске».

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Какие режиссеры сняли больше всего кассовых фильмов

Десять режиссеров сняли 32% всех российских блокбастеров, которые принесли 44% кассовых сборов.

Марюс Вайсберг — 9 фильмов. В основном комедии и мелодрамы 18+: трилогия «Любовь в большом городе», «Гитлер, капут!», «Бабушка легкого поведения».

Дмитрий Дьяченко — 9. Режиссер работает с «Квартетом И» и снимает семейные фильмы: трилогию «Последний богатырь» и «Чебурашку».

Сарик Андреасян — 7. В 2011—2013 снял сразу пять кассовых комедий и мелодрам. Его следующие шесть фильмов проваливались в прокате, а потом режиссер вернулся с двумя драмами, обе — основанные на реальных событиях и связанные с авиацией: «Непрощенный» (2018) и «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (2023).

Тимур Бекмамбетов — 6. Режиссер первого российского блокбастера — «Ночного дозора» и его продолжения, «Дневного дозора». Из других хитов Бекмамбетов снял ремейк «Иронии судьбы» и три части франшизы «Елки». Иронично, но последний фильм режиссера в рейтинге — «Елки последние» 2018 года.

Федор Бондарчук — 6. С 2005 по 2020 год снял ряд успешных высокобюджетных фильмов, например «Обитаемый остров», «Сталинград», «Вторжение», «Притяжение».

Константин Феоктистов — 6. Все фильмы — из франшизы про трех богатырей.

Антон Мегердичев — 5. Раз в четыре-пять лет выпускает хит. Первый — продолжение боевика «Бой с тенью» — вышел в 2007 году. Последний — «Сердце Пармы» — в 2022.

Жора Крыжовников, Клим Шипенко, Алексей Нужный — тоже по 5 фильмов. Это относительно молодые режиссеры: Крыжовников снял первый хит в 2013 году, Шипенко — в 2017, Нужный — в 2018.

Среди кассовых режиссеров почти нет женщин. Дарина Шмидт сняла три анимационных фильма из франшиз про Ивана Царевича и трех богатырей; Оксана Бычкова — «Питер FM»; Ольга Харина и Александра Лупашко — отдельные истории в фильмах-альманахах из франшизы «Елки». Суммарно все эти проекты заработали в прокате 3% от общей кассы.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Как связаны кассовый и зрительский успех

Мы изучили, какие оценки на «Кинопоиске» поставили зрители самым кассовым фильмам. Фильмы с оценкой выше 7 «Кинопоиск» помечает зеленым цветом — можно считать их «хорошими»; с оценкой от 5 до 7 — «средними»; а картины с оценкой 5 и ниже подсвечиваются красным, можно условно считать их «плохими».

Ровно 100 фильмов, то есть половина списка, имеют средние оценки — от 5 до 7 баллов, 30% (59 фильмов) можно назвать «хорошими», а оставшиеся 20% (39 фильмов) — «плохие».

Среди «хороших» фильмов топ-3 по сборам: «Чебурашка», «Холоп» и «Движение вверх». Максимальные оценки — у спортивного хита «Легенда № 17» и мультфильма «Фиксики против кработов» — 8 баллов. Комедию «День выборов» и фильм про пожарных «Огонь» зрители оценили в 7,9 балла. По 8 баллов набрали также новинки этого года «Мастер и Маргарита» и «Лед 3», но, возможно, их оценка еще поменяется.

Самый успешный «плохой» фильм — первая кинокомедия ТНТ «Самый лучший фильм»: 19-е место в истории российского кино по сборам и средняя зрительская оценка 3,1 балла. Минимальный рейтинг — тоже у комедий: «Беременный» и «Гитлер, капут!» с оценкой 2,5. Последний фильм собрал около 10 млн долларов — как космическая драма «Время первых» с рейтингом 7,5.

Средние сборы «плохих» фильмов — 10,6 млн долларов, «нормальных» — 13,4, «хороших» — 15,9. Так что «хорошие» фильмы снимать все-таки выгодно.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Последние 10 лет средний рейтинг российских фильмов растет. Оценки работ, вышедших с 2008 по 2014 год, обычно составляли 5—6 баллов — на этот период пришелся пик комедий и боевиков, а их оценка в среднем ниже, чем у кино других жанров. Самым провальным по зрительскому рейтингу стал 2012 год, когда вышли, например, «Тот еще Карлосон!» и «Джентльмены, удачи!».

С 2015 года люди стали реже ходить на подобные комедии, но на экраны стало выходить больше спортивных драм и сказок — их зрители оценивают выше. С 2016 года средний рейтинг блокбастеров неуклонно растет. На момент публикации хиты, вышедшие в 2024 году, зрители оценивают в рекордные 7,08 балла.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Ходят ли зрители на продолжения знакомых историй

Кассовый фильм довольно часто дает старт множеству сиквелов. Почти треть всех фильмов из списка — продолжения. Это, например, девять фильмов из франшизы «Три богатыря», восемь «Елок» и пять фильмов про Ивана Царевича; десяток трилогий — например, «Лед», «Гоголь», «Любовь-морковь», — а также масса продолжений: от «Дневного дозора» (2006) до фильма «Холоп 2» (2024).

Это без учета ремейков, спин-оффов и экранизаций. К ремейкам можно отнести продолжения советской классики вроде «Иронии судьбы» и «Служебного романа», к спин-оффам — фильмы, основанные на телесериалах «Кухня» и «Наша Раша», к постановкам литературных произведений — «Дозоры», «Метро», «Статский советник», «А зори здесь тихие», «Мастера и Маргариту» и так далее.

Общее количество фильмов с не-оригинальной идеей оценить довольно сложно: граница здесь довольно условна. Но, например, из пяти хитов, вышедших в 2024 году на момент публикации, два точно являются продолжениями — «Холоп 2» и «Лед 3», а два основаны на уже известных россиянам источниках — «Мастер и Маргарита» и «Бременские музыканты».

Если подсчитать только продолжения, то их доля была максимальной в 2010 году: ровно 50%, в то время как обычно — 30—40% от общего количества хитов.

Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Кинопоиск», расчеты Т⁠—⁠Ж

Что в итоге

Итак, если вы хотите снять кино, которое соберет хорошую кассу, убедитесь, что фильм соответствует пяти простым условиям:

  1. Премьера на новогодних каникулах.
  2. Жанр — комедия или сказка.
  3. В главной роли — один из пяти топовых актеров.
  4. Фильм снят одним из десяти топовых режиссеров.
  5. Фильм из франшизы, ремейк, спин-офф или экранизация популярной книги.

Есть фильмы, которые соответствуют всем критериям. Например, «Елки 5» — это продолжение известной франшизы, которое снял Тимур Бекмамбетов, главную роль исполнил Иван Ургант, премьера была в Новый год, а жанр — комедия. Правда, собрал он 13,7 млн долларов, заняв по сборам только 62-е место из 198.

Из десяти самых кассовых российских фильмов хотя бы одному критерию удовлетворяют все. В среднем — 2,7 совпадения из пяти возможных.

Фильмы из топ-10 сходны и по другим параметрам:

  1. Восемь из десяти картин спонсировал Фонд кино.
  2. У трех фильмов были рекордные бюджеты на производство — «Сталинград» (30 млн долларов), «Адмиралъ» (20 млн), и «Вий» (26 млн).
  3. В фильме «Вий» и обеих частях «Холопа» сыграли иностранные актеры.
  4. Три фильма — «Сталинград», «Т-34» и «Адмирал» — можно назвать военно-историческими.
  5. Три фильма рассказывают о борьбе между СССР и его сильнейшими противниками. В «Движение вверх» это сборная США по баскетболу, а в «Сталинграде» и «Т-34» — немецкая армия.

Валерия СмирноваКакие российские фильмы можете порекомендовать?