«Ловушка»: почему стоит смотреть новый триллер М. Найта Шьямалана про охоту за ма­ньяком
Поп-культура
16K
Кадры — Warner Bros. Pictures

«Ловушка»: почему стоит смотреть новый триллер М. Найта Шьямалана про охоту за ма­ньяком

35
Аватар автора

Карина Назарова

попала в ловушку

Страница автора

На иностранных стримингах вышел фильм «Ловушка» с Джошем Хартнеттом.

Это триллер о поимке маньяка во время концерта поп-звезды. А еще семейный фильм об отношениях отца и дочери. Картину снял мастер запутанных триллеров, режиссер фильмов «Шестое чувство» и «Сплит» М. Найт Шьямалан. На этот раз постановщик особенно удивляет: впервые за долгое время он позволил себе насладиться съемочным процессом и от души поиграл с формой и сюжетом.

Рассказываем, почему «Ловушка» — отличное кино и лучший претендент для вечернего просмотра.

Что за «Ловушка» (Trap)

Дата премьеры: 19 июля 2024 года — в зарубежном прокате, 30 августа 2024 года — на западных стримингах
Страна производства: США
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Сценарист: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джош Хартнетт, Ариэль Джой Донохью, Салека Шьямалан, Хейли Миллз, Джонатан Лэнгдон, Кид Кади, Марни Макпайл
Жанр: триллер
Фильмы, похожие на «Ловушку»: «Веревка», «Охота» (2019)
Продолжительность: 1 часа 45 минут
Где смотреть: Amazon Prime (сервис недоступен в России)

🤯 Шьямалан, как всегда, удивляет

Филадельфийский пожарный Купер ведет дочь-подростка Райли на выступление ее любимой поп-дивы Леди Рейвен. Счастливый день омрачают снующие по концертному залу полицейские и агенты ФБР. Люди с автоматами окружают здание. Оказывается, мероприятие — спланированная ловушка для неуловимого серийного убийцы со звучным прозвищем Мясник.

Десятки тысяч человек, сотни полицейских, еще и маньяк, запертые в огромном помещении, — обстановка любого заставит понервничать. Но Купер беспокоится сильнее, чем должен. Мужчина тревожно осматривает каждый сантиметр здания в поисках выхода. Прислушивается к разговорам и голосам из полицейских раций. Ерзает и выбегает из зала, пытаясь понять, что же ему делать.

М. Найт Шьямалан уже давно заработал репутацию мастера мистических триллеров и фокусника, постоянно удивляющего непредсказуемыми сюжетными поворотами. За что бы ни взялся режиссер — будь то супергероика, экранизация аниме или научная фантастика, — у него всегда получается «фильм Шьямалана».

Вот и «Ловушка» — детектив, в котором нужно не только погрузиться в психологию маньяка, но и распутать загадку самого постановщика. Дело в том, что в последнее время Шьямалану все сложнее угодить привередливой публике: от автора уже по умолчанию ждут сюрпризов в финале.

В «Ловушке» режиссер действует на опережение критикам и выбирает совсем неожиданный прием: он напрочь отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, раскрывая личность убийцы уже в трейлере. Мясник — это Купер.

Герой сначала показывает себя как заботливый отец, который интересуется увлечениями и проблемами дочери, но постепенно теряет кредит зрительского доверия. Добрая улыбка превращается в оскал, удивленный взгляд — в хищный прищур. А комичная неуклюжесть сменяется напористостью зверя, загнанного в клетку.

Как же нам сопереживать такому обманщику и монстру? Стоит ли зрителю волноваться, если он невзначай проникся к убийце симпатией и сочувствием? Это и есть загадка, которую предстоит разгадать публике.

«Ловушка» — фильм-термометр, измеряющий температуру эмпатии в зрительном зале. Еще один изощренный эксперимент в карьере режиссера, который жить не может без этических вопросов.

🎵 Это милый подарок Шьямалана для его дочери

М. Найт Шьямалан всерьез занялся продвижением своих талантливых дочерей. В этом году вышел дебютный экохоррор Ишаны Шьямалан «Смотрители». Параллельно постановщик пытался снять для своей второй дочери, певицы Салеки, фильм-концерт.

Салека не только блестяще сыграла роль Леди Рейвен, но и написала к фильму все песни. Поэтому «Ловушка» предназначается в первую очередь для поиска новых поклонников ее музыки, а не для чествования актерского мастерства полузабытого Джоша Хартнетта. Режиссер хотел снять кино в духе Purple Rain Принца или клипа Thriller Майкла Джексона. Так, чтобы история лишь обрамляла музыкальные номера.

Это почти и случилось. Музыки и танцевальных номеров в «Ловушке» и правда много. Салека поет о прощении, призраках прошлого и травмах. Все композиции были написаны ею специально под определенную сцену. Саундтрек не играет особой содержательной роли. Он никак не углубляет сюжет, зато задает необходимое настроение.

Присутствие музыкальной сцены и певицы работает как сценарное ружье. Шьямалан все использует строго по назначению. Он как любой режиссер, уже набивший руку, склонен к самоповторам. Поэтому через линию Салеки постановщик вновь задает терзающий его вопрос религии. Посыл на этот раз более очевиден и прост. Мы живем в поп-культурную эпоху, где поклонение знаменитостям сродни религиозному культу.

Купер поражается, как Леди Рейвен управляет настроениями и действиями тысячной толпы. Как воздействует на коллективный разум. Но на героя не распространяются ее чары, ведь социопат выбивается из сообщества. Он лишен эмпатии и не может разделить с окружающими ни радость, ни боль, ни грусть, которые пробуждает музыка.

💡 Режиссер использует привычные приемы по-новому

Отсутствие сюрпризов в фильме позволяет Шьямалану расслабиться и как следует повеселиться. «Ловушка» обманывает ожидания не за счет сюжетных перипетий, а благодаря неожиданным сочетаниям эмоций в кадре. Шьямалану в этой картине как никогда легко вызывать в зрителе смешанные реакции. Смех и страх, комедия и триллер, отеческая нежность и маскулинная жестокость идут рука об руку.

Прошлые ленты Шьямалана «Стук в дверь» или «Время» цепляли сеттингом, смешением фантастики и мистики, медленным движением злого рока. Но не персонажами — в характеры режиссер особо не углублялся. Герои выступали лишь случайными лицами в виртуозно спланированном замысле и этическом эксперименте постановщика. На их месте мог бы оказаться кто угодно, и даже зритель.

В новом фильме режиссер в какой-то степени возвращается к истокам — сложным драматическим играм, которыми он покорял публику на старте карьеры. «Ловушка» делает ставку не на заумный сюжет и таинственность, а на главного героя, от лица которого мы и наблюдаем половину событий.

Но в сценарии хватает и тайн. О маньяке почти ничего не известно. ФБР не знает, как выглядит Мясник. Профайлер Джозефин Грант в исполнении Хейли Миллз ощущает телом не низкие частоты поп-музыки, а вибрации зла, которое то и дело оказывается у нее за спиной. Но шестое чувство все время ее подводит: женщина никак не обернется и не взглянет преступнику в глаза.

Несмотря на ощутимое влияние классических саспенс-триллеров, режиссер остается верен собственной авторской технике. Особое внимание он всегда уделяет пространству вокруг героев. Главная интрига «Таинственного леса» — в противопоставлении внешнего мира за пределами рощи и внутреннего. Жительница коммуны задается вопросом, можно ли пробраться сквозь лесную глушь и правда ли ее населяют монстры.

В мокьюментари-хорроре «Визит» неясно, успеет ли поспеть помощь к детям, запертым с убийцами в далеких фермерских окрестностях. «Стук в хижине» тоже разворачивается в уединенном загородном доме неслучайно. Именно здесь — в тихом месте — вершится судьба всего человечества, стоящего на пороге апокалипсиса.

И до последнего Шьямалан не расскажет, как замкнутый мир дома или комьюнити связан с событиями, происходящими в реальном мире. Все ответы он оставляет за кадром. То, что происходит за пределами нашего взгляда, конструирует саспенс в его фильмах. Нам интересно преодолеть эту границу и поскорее узнать, что она скрывает.

В «Ловушке» пространство тоже играет принципиальную роль. От ощущения коллективности на концерте среди поклонниц певицы Шьямалан переходит к индивидуальному опыту социопата.

Лицо убийцы становится главным местом действия. Но на этот раз неизвестность смотрит нам прямо в глаза: мы никак не можем предугадать мысль и поведение главного героя, как и его желание убивать.

Оператором фильма выступил Сайомбху Мукдипром, недавно снявший «Претендентов» Луки Гуаданьино. В «Ловушке» нет резких движений камеры, но чувствуется схожий напряженный темп. Мукдипром в основном работает на крупных планах, выбирает неуютные приближенные ракурсы. Фильм создает клаустрофобический эффект: от маньяка попросту не скрыться — его зловещая улыбка и нервная рябь на лбу заполняют весь экран.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваКакой ваш любимый фильм М. Найта Шьямалана?
    Вот что еще мы писали по этой теме