«Нужды путешественника»: зачем смотреть медитативное кино с Изабель Юппер
23 мая в российский прокат выходит фильм «Нужды путешественника». Это 32-я работа знаменитого корейского режиссера Хон Сан-су.
Картина рассказывает о француженке в исполнении Изабель Юппер. Женщина приехала в Южную Корею и преподает французский язык очень необычным способом: он скорее напоминает терапию. После занятий ученики больше узнают о самих себе, чем о новых словах.
Рассказываем, почему это кино отлично заряжает эмоциями перед летом и кому его стоит смотреть.
Что за «Нужды путешественника» (Yeohaengjaui pilyo)
Дата премьеры в России: 23 мая 2024 года
Страна производства: Южная Корея
Режиссер: Хон Сан-су
Сценарист: Хон Сан-су
В ролях: Изабель Юппер, Квон Хэ-хё, Чо Юн-хи, Ли Хе-ён, Ха Сон-гук, Ким Сын-юн
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Нужды путешественника»: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Женщина, которая убежала», «Идеальные дни», «Поэзия»
Продолжительность: 1 час 30 минут
😏 Это одновременно загадочный и расслабляющий фильм
Женщина по имени Ирис дает кореянке урок французского языка. Делает она это по собственной методике без использования учебников. Во время разговора преподавательница спрашивает ученицу, что та чувствует, когда играет на пианино. Девушка делится собственными ощущениями, а педагог переводит сказанное ею на французский и записывает фразы на небольшой листок бумажки. Затем она отдает их студентке для заучивания.
Позже женщина навещает супружескую пару Вон-джу и ее мужа Хэ-суна. Она учит их аналогичным образом. Из-за отсутствия у героини Юппер педагогического образования Вон-джу скептически относится к такой методике и общается в пассивно-агрессивной манере. Тем не менее спустя какое-то время троица находит общий язык, курит на веранде и гуляет по парку.
Вплоть до финала мы ничего не узнаем о главной героине: ни о ее прошлой жизни, ни о настоящей, ни даже о том, как женщина оказалась в Корее. Есть ли между Ин-гуком и Ирис романтическая связь, история также умалчивает. Нам лишь раскроют, что парень заметил преподавательницу в парке, когда та играла на флейте. Хон Сан-су позволяет нам самим ответить на многие вопросы: в зависимости от того, кто сидит перед экраном, складываются совершенно разные истории.
При этом саму героиню сложно назвать загадочной. На ее лице легко считываются эмоции: тревога, спокойствие, радость. Мы всегда понимаем, что она чувствует, даже если не можем точно сказать, о чем думает.
В самых проникновенных и выразительных сценах Ирис в одиночестве: ей нравится жить в моменте, обедать в кафе, лежать на камнях, наслаждаться корейским рисовым вином и бродить по городу в соломенной шляпке и зеленой кофте. Этот цвет помогает ей на прогулках сливаться с растительностью и волшебным образом исчезать из поля зрения.
Режиссер намеренно избавляет нас от бэкграунда героини и не предлагает разделить ее проблемы. Его цель — заставить зрителя заземлиться, почувствовать красоту внешнего мира и превратить настоящее в приятное воспоминание для будущего.
🧠 Хон Сан-су поэтично размышляет о связи человека и языка
Южнокорейский режиссер Хон Сан-су на протяжении всей карьеры снимает ультрареалистичное кино, где почти нет сюжета, а герои бесконечно беседуют, курят и пьют. Он признавался, что сам пишет сценарии за пару недель, а в итоге сокращает их с десяти страниц до двух и большинство сцен придумывает на ходу. Постановщику нравится ловить естественность бытия, размышлять от лица своих героев о жизни, смерти, экзистенциальном кризисе и желании сбежать от суеты.
В новом фильме главной темой становится иностранный язык. Его изучение помогает людям не только объединяться и лучше понимать друг друга, но также подталкивает их по-новому выражать свои мысли и чувства или, наоборот, почувствовать культурные различия. В этом картина напоминает оскароносную драму «Сядь за руль моей машины» Рюсуке Хамагути. Там для чеховской постановки «Вишневого сада» главный герой собрал мультинациональную труппу, читающую реплики на родном языке.
Нам не показывают, насколько эффективным является метод Ирис. Но ее слегка зажатым ученикам во время разговора точно удается расслабиться и поделиться сокровенными мыслями о жизни. Вначале все как под копирку отвечают, что чувствуют себя счастливыми, но после наводящих вопросов от Ирис их спектр эмоций становится шире.
Первая ученица не может сдержать слез, когда говорит про умершего отца, и признается, что ей хотелось бы стать более талантливым музыкантом. Вон-джу жалуется на дочку, которая все бросает на полпути и так же привыкла быть слишком строга к собственным достижениям. Женщина, как и первая подопечная Ирис, играет на музыкальном инструменте — гитаре.
У педагога во время занятий также можно заметить перепады настроения. Порой Ирис одолевает грусть, и тогда ее бессистемные уроки кажутся импровизированным способом поддержать себя в городе, где она никого не знает и где у нее нет ни одной очевидной причины находиться. События фильма разворачиваются в течение одного дня. Но не исключено, что все последующие дни как один похожи друг на друга. Этот прием Хон Сан-су постоянно использует в своих работах: «Прямо перед тобой» или «Фильме писательницы».
☀️ Это один из самых жизнеутверждающих фильмов года
Раньше главными персонажами Хон Сан-Су часто становились поэты, писатели или режиссеры. А после просмотра его фильмов оставалась легкая грусть: особенно это заметно в черно-белых картинах вроде «Вступления», «Листьев травы» и «Отеля у реки». Цветной же «Нужды путешественника» не вызывает ничего, кроме светлой улыбки.
Неспешное и созерцательное кино подталкивает зрителя выйти на прогулку, помочить ноги в ручье, начать изучать новый язык или встретиться с друзьями. Ведь жизнь мимолетна, и важно наполнять ее только теми мелочами, от которых мы чувствуем себя счастливыми. Как говорит персонаж Ха Сон-гука, Ирис живет так, словно завтра для нее не наступит. И это лучший девиз в преддверии приближающегося лета.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult