Как я ушла из банка и теперь делаю текстиль и игрушки по рисункам деда — сказочника Васнецова
Если вам больше 30 лет, скорее всего, вы выросли на книгах, которые иллюстрировал мой дед.
Юрий Васнецов — автор канонических иллюстраций к советским изданиям Виталия Бианки, Корнея Чуковского, Льва Толстого, Самуила Маршака. Его работы есть во всех главных музеях страны.
В 2020 году я основала бренд «Ухтым», чтобы сохранить наследие деда. Мы печатаем открытки, постеры и календари, создаем текстиль с принтами художника. Они продаются в том числе в Русском музее. Расскажу, как выглядит наш бизнес изнутри и сколько мы зарабатываем.
Путь из филолога в банкиры
У меня сложная и запутанная биография, как и у многих людей моего поколения. Я окончила филфак, после института работала переводчиком в иностранном отделе Русского музея. Это был недолгий, но интересный период. Я принимала зарубежных гостей и кураторов международных выставок, а еще у меня был доступ к фондам музея. Тогда ведь не выставляли ни Малевича, ни Филонова, я же имела возможность одной из первых все это своими глазами увидеть.
Случались и всякие курьезы. Речь идет про 1980-е, когда с иностранцами в целом было запрещено общаться. И вот как-то я сопровождала искусствоведа, который приехал на выставку югославских примитивистов. В мои обязанности входило встретить его в аэропорту, привезти в гостиницу «Европейская» и проводить до лифта.
Я его в лифт посадила, тут же меня под белые рученьки приняли — и в кутузку. Признали за женщину легкого поведения. Причем вид у меня был максимально для этой роли неподходящий: ободранная шуба, вязаная шапочка. Но в итоге все обошлось.
После я преподавала в университете, затем пошла работать в банк. На дворе были 90-е, и надо было как-то кормить детей. Работала переводчиком, со временем переквалифицировалась в банкира, руководила международным направлением. Была достаточно высоким начальником, объездила весь мир. Но все же никогда эта работа не была мне родной.
Я проработала в банке много лет, пока система не начала рушиться. Стало понятно, что пора менять жизнь, пока не поздно. Выбирать себе новую судьбу. Я пошла в классическую гимназию преподавать английский. Но до конца жизни быть учителем мне не хотелось.
Долго думала, чем заняться. Была даже идея открыть школу для девочек. Мне хотелось свое дело, но такое, которое имеет значение. Не просто взять ларек в аренду, а сеять разумное, доброе, вечное. Идея нашлась в моей семье.
Моя сестра Галя к тому времени уже несколько лет занималась выпуском открыток с репродукциями работ нашего дедушки, советского художника Юрия Васнецова. Она замужем за англичанином и живет в Англии. Открытки продаются на ярмарках, в книжных магазинах. В Британии очень популярно открыточное дело, это огромная индустрия.
Параллельно с преподаванием я тоже начала понемногу во всем этом разбираться. В какой-то момент стало понятно, что совмещать две работы не получается, и вот я уже три года занимаюсь только брендом «Ухтым».
Ухтым — это название деревни под Кировом, где жил мой прапрадед-священник. Мне показалось, что звучание очень русское. Плюс есть некоторая загадочность: «ух ты!». Меня критикуют за название, но я привыкла, мне нравится.
Первый тираж раскупили моментально
Осенью 2019 года я выпустила первый «васнецовский» календарь. Почему календарь? Когда имеешь дело с художником, самое понятное и простое — переложить его иллюстрации на бумагу. Если издание книги — довольно серьезное и затратное дело, то календарь — хорошая возможность собрать набор картинок вместе, объединив их одной идеей. И сделать так, чтобы в домах людей круглый год присутствовал Васнецов.
Первый календарь состоял из автолитографий, это такая особая техника. Художник наносит красками рисунок на специальные плоские литографские камни. У каждого камня — свой цвет, бумага печатается по очереди от этих камней: например, в одном месте все синие элементы рисунка, в другом — красные.
Цветов при этом может быть ограниченное количество — до шести. Получается такое наложение цветов и рисунков, которое художник не может полностью предсказать. Очень интересный творческий процесс, мой дед его очень любил.
Первый календарь я сделала на деньги из моего банковского парашюта. Вкладывала их достаточно смело, потому что когда начинаешь творческое дело, основанное на наследии семьи, то полностью уверен в качестве материала.
Изначально я думала про тираж в 100 или 200 экземпляров. Но в последний момент махнула рукой и сделала 300. Это был ноябрь, и календари так быстро расхватали, что в декабре пришлось допечатывать.
В то время я совершенно не рассчитывала дебет и кредит, а рекламировала календарь только в соцсетях. Кроме того, первые экземпляры я отнесла в книжный магазин «Подписные издания». До сих пор они остаются одними из моих самых верных и крепких партнеров.
Когда я начала делать календари и открытки, довольно быстро стало понятно, что у работ Васнецова очень большой декоративный потенциал. Следующим логичным шагом стал текстиль.
С этим направлением связана еще и личная история. Из командировок я всегда привозила в подарок друзьям и семье кухонные полотенца. Из Бургундии — с изображением винных бутылок, из Нормандии — с яблоками, из Оксфорда — со сценками из «Алисы в Стране чудес». Мне кажется, это лучший сувенир, который всегда будет перед глазами. Даришь человеку полотенце — и он пользуется, вспоминает тебя. Поэтому я решила начать именно с кухонных полотенец.
Расходы на печать первого тиража календаря
Всего расходов | 98 400 ₽ |
---|---|
Типография | 90 000 ₽ |
Дизайнер | 8 400 ₽ |
Расходы на печать первого тиража календаря
Всего расходов | 98 400 ₽ |
Типография | 90 000 ₽ |
Дизайнер | 8 400 ₽ |
Никогда не знаешь, где люди напортачат
Для начала я записалась на онлайн-курс, посвященный запуску бренда домашнего текстиля. Так я узнала о существовании петербургской компании «Кунжут», которая отшивает сувенирную продукцию для Русского музея и Эрмитажа.
Я заказала небольшой тираж вафельных полотенец с нашитыми сверху репродукциями Васнецова. Нашивки были из полиэстера, и когда я постирала полотенце, оно скукожилось — хлопок и синтетика повели себя по-разному. Его можно было привести в нормальное состояние путем отпаривания — но кто будет отпаривать кухонные полотенца? Я тогда была очень возмущена. Звонила, писала, скандалила.
В итоге, насколько я знаю, они перестали делать полотенца из смешанных тканей. Свои я сейчас заказываю у другой компании — они из плотного хлопка, очень долговечные.
Поиск поставщиков в целом очень тяжелый процесс. Ты не можешь предсказать, что может пойти не так. В первом тираже календарей одну страницу прикрепили не той стороной. Пришлось переделывать, вставлять новые пружины.
После ковида и других событий в стране стало меньше бумаги. Российской бумаги в принципе нет, европейская исчезла, а из Китая до какого-то момента не было твердых поставок. В итоге в прошлом году календари вообще не на чем было печатать. Пришлось делать картонные.
Другой момент — пока тебе не напечатают образец, ты не знаешь, как в точности будет выглядеть итоговый результат. Если речь идет о типографской продукции, то образец возможно заказать только в цифровой печати, а это очень дорого. И опять же, он не будет полностью соответствовать картинке, потому что сам календарь печатается офсетной печатью.
При офсетной печати создается матрица, которую экономически выгодно делать только после определенного тиража, от 200 листов. А цифровым способом ты можешь напечатать один лист, по сути это просто принтер. Соответственно, качество будет различаться.
Отдельная сложность с поиском ткани. Заказываешь образцы, которые всегда стоят дорого, тратишь деньги на доставку. И чаще всего получаешь не тот результат, на который рассчитывал.
Если ты можешь себе позволить заслать команду гонцов — сделать конкурс, нашить образцов в разных местах и выбрать подрядчика — это один разговор. Но если ты сам по себе барахтаешься и у тебя мало помощников, ищешь пути организации процесса. Каждый эксперимент — это огромные усилия и трата времени.
Поэтому я выбрала путь наименьшего сопротивления. Во-первых, прислушиваюсь к советам тех людей, которым доверяю. Во-вторых, всегда держу в голове: лучшее — враг хорошего.
Если уж ты нашел добросовестного, честного партнера, который дает качественный продукт, то дальше искать бессмысленно. На сегодняшний день у меня сформировался пул поставщиков, с которыми я работаю.
Черные ткани сшили белыми нитками
Сегодня я печатаю принты в московской «Соль-студии» на их же ткани. Они специализируются на дизайне тканей, у них собственное производство красивых шелковых платков.
Затем рулоны этой ткани я раздаю подрядчикам, и они мне из нее шьют готовые изделия. Сколько я искала нормальных швей. Мне как полному неучу, который не разбирается ни в тканях, ни в пошиве, было очень трудно. Я даже не могла объяснить словами, что мне надо. Я не знаю названия швов, не знаю, как изделия должны быть подшиты.
Как-то поехала на фабрику под Питером. Вроде профессионалы работают, мы все подробно обсудили. И потом началось. Черные изделия сшили белыми нитками, к хлопковой подушке пришили бирки «полиэстер». Это же два абсолютно разных материала. Вот такое отношение к работе.
Позднее на одном мероприятии я познакомилась с женщиной, которая занимается социальным предпринимательством. У нее мебельная фабрика, где работают люди с особенностями развития. От нее я узнала про швейные мастерские, которые работают при психоневрологических диспансерах, и стала с ними сотрудничать.
У них очень добросовестные швеи и мастера, которые руководят процессом. Они всегда очень ждут моего заказа, потому что чаще всего работа у них не слишком интересная. Колпачки на шариковых ручках закручивать или медицинские маски по пакетам раскладывать. А людям хочется осмысленной работы, красоты. Поэтому им очень нравится шить мои полотенца.
Раньше мне казалось, что в социальных заведениях должно быть подешевле. На самом деле это не совсем так, вполне рыночные цены. Но когда ты знакомишься с сотрудниками, уже не хочется оттуда уходить. А еще в таких местах бывает качественное оборудование, государство создает хорошие условия для трудотерапии.
Люди с особенностями развития шьют вещи попроще, а более сложную работу я отдаю в экспериментальный цех. У них очень квалифицированные и честные швеи. Они мне очень помогают, но это маленькое производство, где большие объемы не сделать.
Этот цех я нашла в специализированном телеграм-чате «Каталог швейных производств», где поставщики ищут подрядчиков. Сейчас я готовлюсь к Новому году и ищу другие площадки, потому что хочется сроки уменьшить и объемы немного увеличить. Но найти хорошее качество по-прежнему непросто.
Делаем игрушки по старинным технологиям
На сегодняшний день мы выделяем несколько основных категорий товаров. Первое — полиграфия. Календари, большой ассортимент открыток и маленькие карточки, которые можно привязать к букету. Еще выпускаем большие плакаты с репродукциями картин.
Второе — это кухонный текстиль. Полотенца, фартуки, скатерти и салфетки. Третье — чехлы для декоративных подушек и пледы. Но пледы мы временно поставили на паузу, пока не найду способа удешевить производство. Из-за подорожания ткани итоговая цена получается слишком высокой, такие вещи трудно продавать.
Также у нас есть небольшая линейка елочных игрушек, сделанных по старинной ватной технологии. Вата вымачивается в клейстере и надевается на металлический каркас, затем раскрашивается акриловыми красками. Также пробовали делать картонаж — это плоские фигурки из картона, тоже по старинной технологии.
Помимо работ Юрия Васнецова используем иллюстрации Елизаветы Васнецовой — это его старшая дочь, моя тетя. Она тоже художник, у нее потрясающие живописные цветы. Мы их также перекладываем на бумагу и текстиль.
У меня, кстати, нет художественного образования, я никогда не рисовала. Все принты для «Ухтым» разрабатывает профессиональный дизайнер.
Например, есть полотенца с Сорокой-белобокой — это одна цельная иллюстрация. Второй вариант — берем условных зайчиков и котиков из разных картинок и соединяем в рамках одного принта.
Как-то у меня возникла идея немного осовременить работы дедушки. Я понимаю, что все эти лисички и ежата дороги тем, кто на них вырос. Но заряд ностальгии рано или поздно иссякнет. Хочется, чтобы это доброе и красочное искусство воспринимали и молодые. Для этого нужен особый подход, далеко не все реагируют на котиков.
Мы взяли три картинки с деревьями, из которых дизайнер затем скомпоновал единый современный текстильный дизайн. Из ткани мы делали пледы, декоративные подушки, шторы. Эту линейку потом купил отель «Новый Петергоф», у них несколько семейных номеров оформлены в стиле Васнецова.
Как устроен бизнес
Я работаю как индивидуальный предприниматель. Авторские права на все работы Юрия Васнецова принадлежат нашей семье. Основные каналы продаж — это наш сайт и соцсети. Иногда принимаем участие в офлайн-мероприятиях, ярмарках.
Есть сетка оптовых партнеров. Это, как правило, магазины — книжные, сувенирные, подарочные. В списке также несколько музеев — Русский, ДПИ, Вятский художественный, Музей советского детства и другие.
Самый ходовой товар — это полотенца и салфетки. Но текстиль дорогой в производстве, поэтому маржа получается небольшой, около 80%. Открытки покупают не так охотно, потому что у нас утеряна культура дарения открыток. А вот календари в сезон идут очень хорошо.
Мне не всегда понятно, что влияет на продажи. Например, два крупнейших книжных магазина столицы — «Москва» и «Библио-Глобус» — в прошлом году за четыре месяца продали всего восемь календарей. При этом один небольшой магазин фарфора в Петербурге продает эти же календари десятками. У меня нет объяснения почему.
В основном наша продукция продается в Москве и Петербурге, до остальных мест пока руки не дотянулись. Но некоторые наблюдения показывают, что все-таки для регионов у нас слишком дорогой товар. Недавно на меня вышел новосибирский книжный магазин, прислали запрос, очень интересовались. Когда получили прайс, сказали, что для них это дорого.
Недавно попыталась запустить предновогоднюю кампанию, нацеленную на B2B, чтобы привлечь корпоративных клиентов. И, по возможности, с предоплатой, чтобы я могла финансировать производство. Но ничего не получается, потому что никто не может оперативно принять решение. Пока они думают, уже Новый год настанет.
У меня все еще нет четкого графика и строго налаженного процесса продаж. Я заказываю ткань партиями от 100—150 погонных метров, потому что меньше этих значений совсем невыгодно получается. В последней партии было 220 полотенец, 250 салфеток, сейчас буду еще такую же заказывать. Чувствую, что предзаказов к Новому году не дождусь, надо иметь запасы. Из этого числа одна четверть пойдет оптовым партнерам в музеи и небольшие магазины. Остальное будет продаваться на сайте и в шоуруме.
Что касается рекламы, то для меня это долгий путь ошибок и трудностей. Пока не запретили «Инстаграм», покупала рекламу там. Она не так дорого стоила, но позволяла постепенно наращивать подписчиков.
Было несколько коллабораций с блогерами, это тоже интересный опыт. В первый раз блогерка сама купила календарь и предложила помочь с его продвижением. И в итоге очень помогла с продажей тиража.
Из этого сотрудничества я вынесла мысль, что блогеры полезные и надо их искать. Нашла очень неудачно, заплатила большие деньги, подарила продукцию, но не получила никакой отдачи вообще. Хотя вроде тематика совпадает — дети, история, культура.
В таргете во «Вконтакте» ничего у меня не получалось, как и в «Яндекс-директе» — видимо, доверилась не тем людям. Сейчас у меня нет никакой рекламы. Решила сосредоточить усилия на продвижении личного бренда. Хожу на мероприятия, знакомлюсь с людьми, состою в разных бизнес-организациях.
На данный момент помимо меня в команде работают два СММ-менеджера, которые полностью берут на себя соцсети. Есть человек, который помогает с оптовыми B2B-продажами и ищет новых клиентов. Отдельный сотрудник занимается розницей и общением с клиентами. Бухгалтер и юрист на аутсорсе.
Устроила шоурум в квартире дочери
Я устроила небольшой шоурум в квартире на Петроградской, которая принадлежит моей дочери. Она живет в Марокко с семьей. Сначала я стала использовать это пространство просто как офис. Сбегала с компьютером от семьи, чтобы спокойно поработать. Потом перевезла склад, дома был полный хаос.
Сейчас сюда приходят покупатели, шоурум работает по звонку. Здесь же я провожу разные мероприятия, музыкальные вечера, детские елки. Это очень маленькое, но уютное пространство.
В этих же стенах мы показываем спектакль по мотивам «Трех медведей». Это мой первый подобный опыт. Спектакль камерный, все действие происходит на небольшом столике, декорации картонные, а фигурки действующих персонажей ватные.
Спектакль длится всего полчаса, потому что он для малышей. Если есть настрой, потом хороводы водим, играем в народные фольклорные игры. Дети неизменно реагируют, всем нравится.
Мероприятия проходят под эгидой фонда, который я основала в память о дедушке. Он называется «Сохранение и развитие традиций». Мне хочется с его помощью приобщать детей, вовлекать в сказку.
Я бы хотела, чтобы на основе картинок Васнецова педагоги помогли мне разработать методики — как по этим изображениям составлять занятия по развитию речи, знакомству с культурой и фольклором. Есть еще одна задумка, которую я начала воплощать, но не довела пока до конца — детские площадки и уголки с васнецовским оформлением.
Понятно, что дети мало читают, больше видео смотрят и в игры играют. Поэтому у меня есть идея для повышения узнаваемости и проникновения в детские круги сделать мультфильм или мобильную игру. Это очень дорого, так что хочу сделать пилотную серию мультфильма, а потом подаваться на краудфандинг.
Глобально я мечтаю хотя бы немного изменить нашу действительность, добавить в повседневную жизнь веселой беззаботности. Мне кажется, она как раз свойственна той художественной эстетике, с которой ассоциируются картинки Васнецова.
Мне хочется, чтобы с помощью этих изделий, книжек, картинок в жизнь современного детства привнеслась эта яркая праздничность. Такое отношение к жизни сейчас редко встречается, даже в детях.
Несмотря на все сложности 20 века люди того поколения сохраняли детский взгляд на мир — и праздничность. Бабушка говорила, что дед играл всю жизнь, поэтому у него такие картинки. Он создавал праздники в реальной жизни, мы постоянно мастерили какие-то костюмы из подручных материалов. Это все совершенно другая стихия жизни, хочется, чтобы кусочек ее остался.
Нас из каждого утюга поучают коучи, менторы, бизнес-тренеры. А где простое веселье?
Вспоминается такой эпизод. Недавно был маркет в гостинице «Астория», пришла мама с выводком детей. Смотрит на нашу елочную игрушку с котиком, умиляется. И тут десятилетний сын начинает мать отчитывать: «Это же бесполезная вещь, чего ты залипла. Ее только раз в год на елку вешают, а все остальное время она будет пылиться. Не надо домой нести белиберду».
Мы обедняем свою жизнь. Редко кто может просто так похохотать и подурачиться. Нельзя делать детей такими несчастными, чтобы они не понимали: жизнь — это праздник каждый день.
Ниже — таблица с доходами и расходами в октябре 2023 года. Так как сейчас мы производим товары к Новому году и вложили средства в производство, чистая прибыль — 1003 ₽.
Доходы и расходы в октябре 2023 года
Всего расходов | 239 506 ₽ |
Чистая прибыль | 1 003 ₽ |
Производство текстильной продукции | 157 147 ₽ |
Зарплата помощника | 20 000 ₽ |
Производство игрушек | 14 890 ₽ |
Зарплата бухгалтера | 13 000 ₽ |
Услуги маркетплейсов | 8 772 ₽ |
Доставка продукции | 7 921 ₽ |
Маркетинг | 4 000 ₽ |
Зарплата продавца на ярмарке | 4 000 ₽ |
Расходные материалы | 3 800 ₽ |
Участие в ярмарке | 3 000 ₽ |
Обслуживание сайта | 2 500 ₽ |
Обслуживание расчетного счета | 476 ₽ |
Доходы и расходы в октябре 2023 года
Всего расходов | 239 506 ₽ |
Чистая прибыль | 1 003 ₽ |
Производство текстильной продукции | 157 147 ₽ |
Зарплата помощника | 20 000 ₽ |
Производство игрушек | 14 890 ₽ |
Зарплата бухгалтера | 13 000 ₽ |
Услуги маркетплейсов | 8 772 ₽ |
Доставка продукции | 7 921 ₽ |
Маркетинг | 4 000 ₽ |
Зарплата продавца на ярмарке | 4 000 ₽ |
Расходные материалы | 3 800 ₽ |
Участие в ярмарке | 3 000 ₽ |
Обслуживание сайта | 2 500 ₽ |
Обслуживание расчетного счета | 476 ₽ |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету