«Спираль»: как стартовало долго­жданное хоррор-аниме по манге Дзюндзи Ито
Поп-культура
15K
Кадр — Studio Fugaku

«Спираль»: как стартовало долго­жданное хоррор-аниме по манге Дзюндзи Ито

10
Аватар автора

Дарья Тарасова

скрутилась в завиток

Страница автора

На телеканале Adult Swim и стриминге Max вышла долгожданная аниме-адаптация «Спирали» — одной из самых известных работ хоррор-мангаки Дзюндзи Ито.

За экранизацию отвечала студия Drive, которая до этого выпустила сериал «Одаривая этот замечательный мир взрывами!». Впервые о разработке аниме объявили еще в 2019 году — тогда производством должна была заниматься студия Production I.G, известная по «Призраку в доспехах» и «Психопаспорту». Но выход постоянно откладывался: сначала из-за пандемии, а потом из-за того, что режиссер Хироси Нагахама не был доволен результатом.

Дзюндзи Ито — живой классик жанровой манги, поэтому было очень важно получить его одобрение экранизации. К счастью, автор оригинала остался доволен увиденным. Первые отзывы критиков и зрителей тоже оказались крайне положительными.

Рассказываем, каким получился стартовый эпизод сериала и удалось ли создателям передать атмосферу оригинала.

Что за «Спираль» (Uzumaki)

Дата премьеры: 29 сентября 2024 года
Страны производства: Япония
Режиссер: Хироси Нагахама
Сценаристы: Аки Итами, Дзюндзи Ито
В ролях: Уки Сатакэ, Синъитиро Мики, Мария Исэ, Хатано Ватару
Жанр: хоррор
Сериалы, похожие на «Спираль»: «Дзюндзи Ито: Маньяк», «Дзюндзи Ито: Коллекция», «Агент паранойи»
Продолжительность: 4 эпизода по 22 минуты
Где смотреть: Max, Adult Swim (сервисы недоступны в России)

Кто такой Дзюндзи Ито

Дзюндзи Ито — настоящая глыба в мире хоррор-манги. Он известен как мастер малой графической прозы об экзистенциальном ужасе перед неизвестным, что роднит его с Лавкрафтом. Например, Ито писал о людях, чьи головы раздулись до воздушных шаров, о превращающихся в кукол детях, о вылезающих изо рта слизнях. Все эти кошмары он так крепко вплетает в обыденность, что замечаешь их не сразу.

Стилистика работ Ито и его умение лаконично, но убедительно рассказывать истории, от которых стынет кровь в жилах, сделали его одним из самых популярных мангак в мире. Некоторые сюжеты Ито стоят особняком, а некоторые объединены сквозным мотивом или общими героями. Среди самых известных работ автора можно назвать «Томиэ: Возвращение», «Голос в темноте», «Черный парадокс» и «Спираль». Последняя была опубликована в 1998 году и вскоре стала культовой.

Ито часто называют «Стивеном Кингом от мира манги». Он рассказывает по-настоящему страшные истории с помощью крайне детализированных иллюстраций. Тонкие и четкие линии складываются в персонажей, чье привычное течение жизни изменил жестокий рок. Кошмары в его манге всегда иррациональны, за ними не стоит никакой причины — они просто случаются.

Изображения этих ужасов физиологичны, порой гротескны, но всегда прямолинейны в своей образности. Если надо изобразить героя, скрутившегося в спираль, — именно его вам и покажут, со всеми изгибами и безумным выражением лица. Если у персонажа на лбу шрам в виде завитка, который засасывает в себя человека, — именно это и нарисует Ито. Со всеми деталями — от проваливающегося куда-то внутрь глаза до неестественно сворачивающихся конечностей.

О чем «Спираль»

Сюжет строится вокруг вымышленного проклятого городка Куродзу. И город, и его жители постепенно подпадают под власть спиралей — будь то узор на стене, линия роста волос или шрам у кого-то на лбу. Влюбленные школьники Кириэ и Сюити пытаются сбежать из Куродзу, когда понимают, что ни к чему хорошему жизнь там не приведет. Вот только выбраться оттуда не так-то просто.

Манга состоит из трех томов, а в аниме — четыре эпизода. Они будут выходить раз в неделю. Режиссером выступил Хироси Нагахама, зрители знают его по «Мастеру Муси». Музыку написал Колин Стетсон, работавший над фильмами «Меню» и «Реинкарнация».

Авторам было важно передать банальность кошмара и сделать это детализированно. Поэтому манга почти покадрово перенесена на экран — вплоть до фреймов из первоисточника. Музыка Стетсона служит зловещим фактурным дополнением к происходящему, а сэйю тонко передают смену эмоционального состояния главных героев.

Первый эпизод представляет собой разрозненный набор проявлений проклятия спирали. Кто-то сходит с ума и стремится наполнить свою жизнь как можно большим количеством завитков. Другие сами превращаются в воронку и заманивают в свой водоворот других. Кто-то пытается убрать надоедливые спирали с глаз долой — и даже срезает из-за этого подушечки пальцев. Так же развивался сюжет и у Ито: отдельные фрагменты потихоньку формировали целостную историю.

Понравится ли «Спираль» фанатам оригинала и тем, кто с ним не знаком

Изначально адаптация «Спирали» должна была выйти другой. Шоу хотели сделать в цвете, но в последний момент продюсеры отказались от этой идеи в пользу монохрома. На их решение повлиял Flying Lotus — музыкант, который часто сотрудничает с каналом Adult Swim. Он отметил, что оригинал был черно-белым, поэтому лучше использовать ту же палитру и в экранизации.

Это повлекло за собой и желание максимально приблизить визуальный язык аниме к стилю Ито. Если сравнить страницы манги с соответствующими сценами сериала, можно увидеть, что создатели действительно не стали сильно менять дизайн персонажей или задние планы с пейзажами проклятого городка.

Адаптация сочетает в себе как традиционную ручную анимацию, так и сделанную с помощью компьютерной графики. Поэтому о многих кадрах можно сказать, что они представляют собой ожившие с помощью диджитал-инструментов страницы оригинала.

В дословном следовании оригиналу заключены сильная и слабая стороны сериала. Узнаваемый стиль Ито настолько уникален и продуман, что при экранизации аниматоры не стали вносить в него значительных изменений. В этом бережном обращении с графикой мангаки проявляется уважение создателей аниме к первоисточнику.

Правда, на деле получается, что зрители, которые уже знакомы с мангой, вряд ли почерпнут из адаптации что-то новое и интересное. С тем же успехом можно было бы просто перелистать оригинальный трехтомник.

Но «Спираль» может стать отличной отправной точкой для тех, кто не знаком со вселенной японского мастера хоррора. При этом анимация только усиливает ту тревогу, которую могут пробудить статичные страницы манги.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Дарья ТарасоваА как вы относитесь к творчеству Дзюндзи Ито?