«Делать дорогой дизайн-проект необязательно»: сколько стоит открыть школу вокала

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Меня зовут Александр Ситников, я руководитель школы музыки в Санкт-Петербурге. В этой статье расскажу, как открыть вокальную школу и как открывался я сам.

Определяемся с форматом

Какое направление запускать. Самый большой спрос на вокал. Это направление сильно обгоняет все остальные. Но и конкуренция среди школ вокала выше. 2 место занимает гитара. 3 и 4 делят фортепиано и барабаны. В нашей школе, если смотреть данные в разрезе года, гитара обгоняет фоно вдвое по всем параметрам. А барабанов нет вовсе.

Отдельно упомяну укулеле. Но фактически это направление гитары. Сюда же как подвид можно отнести электрогитару. На них существует небольшой, но устойчивый спрос и преподавать часто может тот же педагог, что и акустическую гитару.

На этом все. Интерес к скрипке, баяну, аккордеону, саксофону, флейте, трубе, контрабасу и игре на ложках минимален. Поэтому в каждом крупном городе есть специализированые школы вокала, гитары, барабанов и фортепиано. Но нет школы флейты. Непопулярные направления остаются на откуп частным репетиторам.

Через пару лет работы, при большом желании, можно пробовать открыть эти курсы, но начинать с них точно не стоит, если не хотите разориться. Мы не планируем. Проще найти дополнительных учеников на вокал и гитару и заполнить ими время и кабинеты, чем открывать новое направление, где заведомо будет мало людей.

Детская или взрослая школа музыки. Определитесь для кого ваша школа. Для взрослых или детей. Даже если вы заявляете, что учите всех, на практике все равно окажется, что сильный перекос в одну из категорий. У нас детей и подростков меньше 10%, хотя мы и пишем везде, что обучаем с 8 лет. Наша школа работает на взрослых, а дети дополнительный бонусный поток, которому мы не отказываем.

Определиться лучше сразу. От этого зависит ваше позиционирование, расположение школы, дизайн помещения, методики преподавания, рекламные посылы и даже сезонность. В детский школах летом существенный спад активности, часть вообще закрывается до сентября. Во взрослых спад хоть и есть, но не такой критичный.

Индивидуальные уроки или в группе. На рынке существуют два формата школ. Те, кто учит только в группе и те, кто за индивидуальные занятия. Оба подхода имеют право на существование. В группе больше досугово-развлекательной деятельности, в индивах упор на образовательную часть. Банальная арифметика: если в группе вокала 5 человек, то за урок преподаватель уделит каждому минут 10-15. В остальное время общие распевки, теоретическая часть и просто наблюдение за товарищами по занятиям. При индивах все 60 минут педагог работает только с вами.

Вообще тема группы или индивы холиварная. Предприниматели за группы, так как с них можно больше заработать: занят 1 кабинет и 1 преподаватель, а учеников 3-5 и платят все! Часто по цене индивов. Педагоги в основной массе за индивидуальные уроки, так прогресс ученика идет быстрее. Сами ученики тоже делятся. Кому-то хорошо в коллективе: общение, тусовка. Другие категорически не переваривают группы: не верят в коллективное обучение вокалу или стесняются петь перед посторонними.

В нашей школе сейчас только индивидуальные занятия. Но так было не всегда. До пандемии мы набирали людей в группы. Собирались они плохо, по прибыли мы болтались в районе нуля. Одни хотели заниматься только в субботу вечером, другие в понедельник утром, кто-то регулярно ездил в командировки или работал 2 через 2 и не попадал в свою группу. Расписание взрослых занятых людей сложно состыковать, с детьми чуть проще. Часть школ, работающих по групповой модели, выставляют в расписании несколько дней на одинаковый урок. Например, урок №3 курса доступен в понедельник, четверг и субботу. А 4-ый во вторник, пятницу и воскресенье. Это повышает вариативность выбора времени. Но для ученика риск заниматься с разными людьми, а то и разными педагогами. Для школы немалый шанс, что на половину уроков никого не удастся записать и получится время простоя.

У нас после пандемии клиенты стали чаще спрашивать индивидуальные уроки. В итоге мы дали то, что хотели ученики и стали зарабатывать гораздо больше. Экспериментировали еще несколько месяцев, но потом совсем отказались от групп.

Открываться самостоятельно или по франшизе

Я открывал школу в 2019 по франшизе. У меня был опыт предпринимательской деятельности, но совсем не было понимания, как работает школа музыки. Открываться самому боязно. Покупка франшизы — способ снизить уровень страха и подсознательное желание разделить ответственность с кем-то другим. Но бояться — это нормально. Если у вас нет ни предпринимательского опыта, ни четкого понимания механики работы школы, то риски провалиться при самостоятельной работе кратно возрастают.

Из франшизы мы вышли с началом пандемии. Нам запретили проводить пробные уроки онлайн и привлекать так учеников. А без этого мы просто не выжили бы в то время. Пришлось уйти. И тогда родилась Kaada. Впрочем, за год из этой франшизы сбежали все партнеры. Увы, они недостаточно уделяли нам внимания. Сейчас уже я сам запустил франшизу музыкальной школы. Пытаюсь учесть ошибки и быть франчайзером лучше, чем были по отношению ко мне.

На рынке предлагают франшизы школ вокала, гитары и фортепиано с паушальным взносом от 250 тыс. до 1,5 млн. руб. Плюс роялти 2-5-10%. Разброс большой. Я не понимаю экономику франчайзи, который продает франшизу дешевле 500-600 тыс. Трудозатраты на работу с партнерами высокие. Не говоря уже о вложениях в рекламу. Какой смысл этим заниматься, если доход от продажи франшизы будет меньше месячной прибыли собственной школы? Только если продавать десяткам партнеров. Но таких школ на рынке всего 2-3 и они как раз работают в сегменте 1 млн.+ руб. Мы франшизу тоже продаем за 1 млн.

Из плюсов франшизы: вас проведут за руку при открытии, все покажут и расскажут. При условии, конечно, что франшиза качественная. Из минусов: это стоит денег и меньше свободы. Каждый выбирает свой путь.

Как искать помещение для школы

Найти помещение для музыкальной школы непросто. В школе шумят, поэтому даже услышав по телефону род деятельности, мне многие отказывали. Арендодатели правы. Если рядом жилые помещения или вокруг тихие офисы, никакая звукоизоляция за разумные деньги не поможет. Решают толстые стены и перекрытия.

Избегайте жилых домов. Первая наша школа была на 1 этаже, а над нами коммуналка. Первые пару месяцев все было хорошо. Но потом прибежала разъяренная соседка. Через неделю еще раз. Через 4 мес. после открытия нам регулярно стучали по батареям. Такая обстановка не добавляла комфорта. В итоге мы все равно переехали. Теперь над нами коммерческое помещение и никаких жалоб нет.

И не важно, правы ли вы по закону, действительно ли у соседей слишком шумно или они негативно реагируют на любой звук фортепиано. Мы снимали коммерческое помещение, предназначенное по документам для репетиций театра, не играли утром и после 22.00, смонтировали подвесные потолки со звукоизоляцией. Уверен, если замерить уровень шума, то он не превысил бы допустимые нормы в дневное время. Но послушать нас не пустили. Тот звук, что выдавали наши вокалисты-гитаристы уже раздражал соседей. Что толку, если вы не нарушаете закон, но вам регулярно стучат по батареям?

Ищите помещение, не имеющее общих стен с квартирами. В Петербурге в центральных районах найти такое сложно. Большая часть исторического центра — это строения в 4-6 этажей. 1 коммерческий, а выше жилье.

Бизнес-центры и ТЦ стоит рассматривать с осторожностью. Большинство БЦ не рады такому соседству. Кроме того, так может быть строгий график работы и пропускная система. Школы вокала работают до 22-23 без выходных, а заказ пропуска лишнее препятствие для ученика. ТЦ одними из первых попали под ограничение работы из-за пандемии. Кто арендовал там простаивали, пока в других местах студии работали.

Цоколи и подвалы можно рассмотреть при хорошем местоположении. Обычно там толстые перекрытия или коммерческое помещение над ними. На этом плюсы заканчиваются — отсутствие окон, ступени вниз, возможная сырость. Если окон нет совсем, то будет смонтированная система вентиляции. Она хорошо проводит звук между кабинетами. Ученики будут слышать занятия друг друга. Не критично, но дополнительный дискомфорт. Идеальный вариант небольшой одноэтажный домик. Там вы точно никому не помешаете.

Кабинеты. Для школы вокала или музшколы нужно 4—5 кабинетов. Больше — переплачивать за лишнюю площадь долгое время. Меньше — придется переезжать в течение года или недополучать прибыль. Если уроки групповые, ищите кабинеты от 18 м2. При индивидуальных от 12м2 и 1-2 кабинета побольше для проведения пробных уроков и мероприятий. Общая площадь помещения 100—130 метров.

Кабинетная планировка встречается не так часто как хотелось бы. Встает вопрос с ремонтом и самостоятельным возведением стен. Я не сторонник больших вложений в ремонт помещений. Хотя мне известны случаи, когда в ремонт школы вкладывали до 2 млн. на старте. Для кого-то будет откровением, но качество ремонта совсем не определяющий фактор при выборе школы. Конечно, не должно быть, как в обшарпанном ДК. Но и вылизывать помещение или делать дорогой дизайн-проект не обязательно. Поэтому, если есть возможность не делать — не делайте. Максимум косметический ремонт.

Ремонт

На рынке встречаются недорогие, но полностью убитые помещения. Вложение в ремонт — это повышенные риски:

  • Потребуется +1-2 млн. к первоначальным затратам. Этих денег может просто не быть.
  • Чем выше вложения, тем дальше точка окупаемости.
  • Если ошиблись с местоположением или уровнем звукоизоляции и придется переехать, деньги за ремонт не вернуть.
  • Недобросовестный арендодатель через 11 месяцев может повысить аренду. Заключение длительного договора аренды с регистрацией в Росреестре защитит от такой ситуации. Но не все на него согласятся.

Не загоняйте себя в большой ремонт. Перед подписанием договора пригласите ремонтную бригаду, чтобы оценить примерный объем вложений.

Сколько стоит открыть школу музыки

На открытие школы и первый месяц работы, не считая паушального взноса, я потратил 1,45 млн. руб. в 2019г. Деньги ушли на ремонт, аренду и залог, закупку мебели и инструментов, первоначальную рекламу и другие расходы.

Сейчас эта цифра будет выше. Год от года растет стоимость рекламы. Большинство школ, и мы не исключение, получали заявки на пробный урок из западной соцсети, признанной экстремистской. 80% заявок в Kaada были оттуда. Мы перестроились на другие источники: Вконтакте, Яндекс.Директ, MyTarget. После этого стоимость лида скакнула значительно. Я подсчитал: цена заявка с февраля 2021 по июнь 2022 поднялась у нас в 3,6 раза!

Весной 2022 значительно подорожали инструменты. Например, в декабре 2021 года я покупал цифровое пианино Yamaha P45 за 45 000 ₽, сейчас его продают за 64 000 ₽. Классическая гитара YAMAHA C-40 стоила 9000 ₽, теперь 17 000 ₽.

Расскажу, сколько стоит оборудовать класс вокала:

  • Простой ноутбук — 22 000 руб.
  • Акустическая система — 28 000 руб.
  • Стойка для акустической системы– 3500 руб.
  • Микшерный пульт Alto ZMX122FX — 23 000 руб.
  • Цифровое фортепиано Yamaha P45 — 64 000 руб.
  • Стойка под фортепиано — 3500 руб.
  • Микрофон SHURE — 4300 руб.
  • Стойка микрофонная — 2300 руб.
  • Пюпитр — 2 шт. по 1100р = 2200 руб.
  • Кабели — 3500 руб.
  • Сетевой фильтр — 300 руб.
  • Стулья 6 шт. по 1500 = 9000 руб.
  • Стол — 4000 руб.
  • Зеркало — 2500 руб.
  • Итого за класс: 172 000 руб. Цены актуальны на конец июня 2022.

Классы гитары и фортепиано стоят дешевле и зависят от количества инструментов. Для групповых уроков нужен инструмент каждому ученику. На индивидуальные достаточно 2-3 гитары (преподавателю, ученику, запасная) или 1 фортепиано. Инструменталистам не нужен ни пульт, ни акустика, ни ноутбук.

Если с открытия будет 5 кабинетов, то цена за их оборудование составит около 585 000 Р. Цифры примерные, так как можно открыть 2 класса вокала, 2 гитары и 1 фоно, а можно 5 вокала. Не обязательно на старте оборудовать все кабинеты. Достаточно начать с 3, а через 2—4 месяца докупить.

Аренда помещения: 100 000 — 130 000 ₽ в месяц. Пишу цену за 100-120 метров в Санкт-Петербурге. В других городах ставки, конечно, могут быть иные.

Залог: 100 000 ₽. Комиссия риэлтора: 50 000 ₽.

Расход на ремонт: от 50 000 до 450 000 ₽. Минимальный пакет: замена лампочек, генеральная уборка, поменять замки и прочие мелочи. Максимальный: косметический ремонт с перекраской стен и укладкой ковролина. Большие суммы тратить на ремонт не рекомендую.

Оформление помещения: 50 000 ₽. Сюда входят таблички внешние и внутри, шторы и карнизы, постеры на стены, акустический поролон в кабинеты вокала.

Зона ресепшн: 55 000 ₽. Рабочее место администраторов: стойка ресепшн, ноутбук, принтер, телефон, канцтовары и пр.

Зона ожидания: 70 000 ₽. Все что требуется гостям: диван, стулья, кулер, вешалки, столик для кофе.

Создание сайта: 75 000 ₽. Для музыкальной школы подойдет сайт на платформе Tilda. Разработка и наполнение такого сайта, заказанного у фрилансера обойдется в 45-70 тыс. руб. Плюс аренда платформы и покупка доменного имени.

Другие расходы: 30 000 ₽. В этом пункте будут разные мелочи: от бумаги до аптечки с огнетушителем.

Итого: от 1 165 000 до 1 565 000 ₽. Минимальная сумма по нижней границе ремонта, максимальная — по верхней.

Запас на 2 месяца: 500 000 ₽.

Сразу стоит отложить деньги на первые 2 месяца работы школы. Получится оплачивать расходы полностью с поступлений — отлично. Не получится, а так оно и будет в начале на самом деле, добираем из запасов. Закладывайте на рекламу не меньше 150 000 ₽ в месяц. Аренда, коммунальные, телефония и интернет, сервисы, бухгалтерия, первые зарплаты сотрудникам.

Всего на открытие и первые месяцы работы без страха кассового разрыва потребуется 1,7 – 2,1 млн. рублей.

Отчетный концерт
Отчетный концерт