Чем хорош «Уэнсдэй» — готический детектив Тима Бертона в духе «Сабрины» и «Ривердейла»
23 ноября на Netflix вышел фэнтезийный сериал «Уэнсдэй». В нем эмоционально недоступная девочка из семейки Аддамс расследует убийства в частной школе.
Сериал уже побил рекорд «Очень странных дел» по часам просмотра в первую неделю среди англоязычных шоу Netflix. Еще «Уэнсдэй» успела стать любимицей «Тиктока» — пользователи особенно оценили потрясающий танец главной героини.
Рассказываем, чем еще может удивить сериал от авторов «Тайн Смолвиля» и режиссера Тима Бертона и насколько шоу похоже на прошлые проекты о чудаковатой семейке Аддамс.
🔍 О чем сериал
15-летняя Уэнсдэй Аддамс запускает в школьный бассейн стаю пираний. Так она мстит обидчикам своего брата. Родители пострадавших подают в суд, и девочку выгоняют из школы — уже в седьмой раз за последние пять лет. Ее родители, Мортиша и Гомес Аддамс, отправляют дочь в заведение под названием «Невермор». Это частная школа, где обучаются так называемые изгои: вампиры, оборотни, сирены, ведьмы и прочие.
Поначалу Уэнсдэй планирует сбежать. Но вскоре ее жизнь дважды оказывается под угрозой, в округе объявляется неизвестный монстр, а в книге пророчеств девочка видит свое изображение на фоне горящей школы. Уэнсдэй с прискорбием признает: кажется, в Неверморе не так уж и плохо.
💀 Это не совсем «Семейка Аддамс»
Создатель семейки Аддамс — карикатурист Чарльз Аддамс. С 1938 года и до самой смерти в 1988 он выпускал на страницах американского журнала The New Yorker однопанельные комиксы о готических чудаках. Со временем черно-белые карикатуры трансформировались в теле- и мультсериалы, фильмы, видеоигры, театральные спектакли и не только.
Но вне зависимости от формы произведения одно оставалось неизменным: семейка Аддамс — парадоксальный пример идеальной американской семьи. Они могут казаться странными, жуткими и даже злобными, но зато они едины и искренне друг друга любят. В этом их страшная сила.
Поэтому семейку сложно было представить раздельной. В этом смысле «Уэнсдэй» уходит от традиций. Сериал не похож ни на культовое шоу 1960-х, ни на полнометражную дилогию 1990-х режиссера Барри Зонненфельда. На этот раз в центре внимания оказывается всего один персонаж.
Компанию Уэнсдэй составляет преданная Вещь — ожившая отрубленная рука. А вот Мортиша, Гомес и его брат Фестер появляются лишь в нескольких эпизодах — ненадолго заглядывают, чтобы доказать нерушимость родственных связей и помочь дочери разгадать одну из многочисленных загадок. Появления других членов семейства ждать не стоит. Скажем, бабушки или покрытого волосами кузена Итта в первом сезоне нет.
«Семейка Аддамс» всегда полагалась на комедийный контраст между нормальным миром и макабрическими главными героями. Аддамсы могут радоваться, когда их пытаются убить, или жаловаться, что танцовщицу засунули в торт не после, а до того, как отправили его в печь.
В «Уэнсдэй» героиня тоже отличается от окружения — она изгой даже на фоне изгоев. Но сериалу неинтересно просто шутить над ее готическим стилем и любовью ко всему жуткому и пугающему. «Уэнсдэй» — это в первую очередь история отношений подростка с миром, в который он не вполне вписывается. История куда более универсальная, чем может показаться на первый взгляд.
🪦 Дженна Ортега — потрясающая Уэнсдэй
Главную роль в сериале играет молодая актриса Дженна Ортега, звезда диснеевского сериала «Жизнь Харли» и хоррора «Х». Она с детства играет в рекламе и начала ездить на пробы еще в шесть лет. При этом Уэнсдэй — первая большая главная роль Ортеги.
Девушка не раз признавалась в интервью, что боялась браться за роль — слишком много давления. Особенно когда оказалось, что в сериале будет играть еще и Кристина Риччи, исполнительница роли Уэнсдэй в фильмах девяностых.
В итоге Ортега решила придерживаться единственно верной тактики. Она не обсуждала с Риччи образ героини и не брала у нее советов, а попыталась взглянуть на персонажа непредвзято — тем более что на дворе совсем другая эпоха. Которой, соответственно, нужна своя Уэнсдэй.
Героиня Ортеги не слишком похожа на знакомого персонажа из «Семейки Аддамс». Она тоже замкнутая и любит черный юмор, но при этом куда менее циничная: Уэнсдэй в сериале помогает другим людям и искренне переживает из-за смерти близких.
В конце концов, героиня Ортеги — творческий человек. Она фанатка Жан-Поля Сартра и Мэри Шелли, а в свободное время пишет детективные истории на старой печатной машинке. Ведь Аддамс еще и ретроград: в сериале Уэнсдэй с большим скепсисом относится к современным технологиям вроде смартфонов.
К тому же Уэнсдэй в сериале — ясновидящая. Иногда девочка видит фрагменты будущего, когда касается другого человека или важного объекта. Но пока, правда, не умеет контролировать свою силу.
Уэнсдэй в «Семейке Аддамс» была скорее персонажем-шуткой: милой девочкой, которая любит пыточные устройства и жестокие розыгрыши. Героиня Ортеги тоже обожает острить и не слишком добра к людям вокруг, но при этом у нее вполне понятные человеческие проблемы.
Девочка не хочет быть слишком похожей на мать: та окончила «Невермор» и тоже обладает провидческой силой. Уэнсдэй пытается ужиться с соседкой, своей полной противоположностью — очень яркой и жизнерадостной Энид. А еще Аддамс переживает первые отношения с мальчиками. Неловкие, непонятные и странные. Почти такие же, как у любого другого подростка, — с легкой поправкой на сеттинг.
Сложно представить, что кто-то мог справиться с этой ролью лучше Дженны Ортеги. Ей отлично удается передать комичную отчужденность Уэнсдэй. При этом Ортега потрясающе играет в сценах, где героиня неожиданно показывает эмоции. Ее Уэнсдэй куда более человечна, чем хочет казаться.
🦇 «Уэнсдэй» — больше «Ривердейл», чем «Сонная лощина»
Четыре серии шоу поставил Тим Бертон — автор фильмов «Сонная лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» и многих других. Представить его за работой над сценарием о семейке Аддамс не слишком сложно. Макабрическая комедия — хорошо знакомый ему жанр.
Однажды Бертон уже отказывался от фильмов про Аддамсов. В 1990-х у него были все шансы снять ту самую дилогию, но режиссера больше волновала работа над «Бэтменом». Лишь спустя много лет Бертон вновь столкнулся с семейкой Аддамс: шоураннеры Альфред Гоф и Майлз Миллар прислали ему бандероль со сценарием «Уэнсдэй». Режиссер прочитал несколько страниц, тут же связался с отправителями и дал согласие на участие в проекте.
Отсылки к Эдгару Аллану По, любовь к изящной готической архитектуре и неиссякаемый запас черных шуток действительно напоминают о прошлых работах Бертона. Но в остальном «Уэнсдэй» скорее похожа на другие подростковые фэнтези-детективы. Здесь есть все атрибуты жанра: страшные монстры, таинственные подвалы с секретным входом, таинственные исчезновения. И, конечно, вечеринки, где блестки смешиваются с бутафорской кровью.
Вероятно, вы уже расследовали похожие дела в «Леденящих душу приключениях Сабрины» и «Ривердейле», сражались с монстрами в «Наследии», учились в магической школе вместе с Гарри Поттером и пытались выжить в коллективе «Дома странных детей Мисс Перегрин». «Уэнсдэй» не предлагает ничего нового в этом жанре. Да и, кажется, не слишком-то пытается.
«Уэнсдэй» выстроен по всем канонам подросткового детектива: здесь хватает неожиданных поворотов, запутанных интриг и мистических загадок. Сериал гарантированно понравится тем, кто пришел последить за зрелищным расследованием, посмотреть на игру талантливых молодых актеров и оценить труд художников по костюмам и декорациям.
Фанатам «Семейки Аддамс» лучше вернуться к дилогии Барри Зонненфельда. А всем, кто скучает по раннему Бертону и мечтал увидеть новую «Сонную лощину», предлагаем потеплее укутаться в плед и пересмотреть что-то из любимых фильмов режиссера. «Уэнсдэй» — самостоятельный сериал, который особенно не потакает ни фанатам режиссера, ни поклонникам чудаковатой семейки. Это именно что Вещь в себе.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.