The Stanley Parable: Ultra Deluxe — игра, которая насмехается над всем, везде и сразу

«Шоу Трумана» в декорациях офиса
13
The Stanley Parable: Ultra Deluxe — игра, которая насмехается над всем, везде и сразу
Аватар автора

Егор Аргунов

пытается выбраться из кабинета 427

Страница автора

27 апреля вышла The Stanley Parable: Ultra Deluxe — улучшенная и дополненная версия инди-хита The Stanley Parable 2013 года.

Оригинал полюбили за вариативность и уникальную концепцию. Это сюжетное приключение с десятками концовок, в котором создатели постоянно ломают четвертую стену. Разработчики студии Crows Crows Crows заявляли, что в переиздании Ultra Deluxe улучшат графику и добавят несколько новых концовок. Фактически же авторы спрятали внутри оригинала полноценный сиквел. И на него непременно стоит обратить внимание.

Кому понравится: фанатам сюрреалистических произведений

Примерная продолжительность: 7 часов

О чем The Stanley Parable: Ultra Deluxe

Главного героя зовут Стэнли, и он офисный работник. Стэнли безвылазно сидит в кабинете 427 и выполняет рутинные, бессмысленные задачи на компьютере. Очередной скучный рабочий день прерывает необъяснимое событие: коллеги по офису бесследно исчезают, будто их никогда и не было.

Невидимый Рассказчик, который с первых секунд игры комментирует все действия Стэнли, направляет героя на поиски ответов. Приятный голос диктует ему, куда идти, на что нажимать и что делать.

Пустой офис вызывает тревогу. Без комментариев Рассказчика игра превратилась бы в хоррор. Источник: Crows Crows Crows
Пустой офис вызывает тревогу. Без комментариев Рассказчика игра превратилась бы в хоррор. Источник: Crows Crows Crows

Прохождение The Stanley Parable начинается так: вы выходите из кабинета 427 и идете по офисным коридорам до развилки с двумя дверьми. Рассказчик говорит, что Стэнли должен пойти налево, но можно свернуть и пойти направо. Тогда голос за кадром растеряется, ведь герой почему-то не последовал его указаниям.

Рассказчик будет упрашивать Стэнли вернуться на «правильный путь», но слушаться его необязательно. Вскоре Рассказчик потеряет терпение и начнет ломать четвертую стену, обращаясь напрямую к игроку и осуждая его за неподчинение.

Рано или поздно вы откроете одну из множества концовок, после чего игра начнется заново. Во второй раз герой снова выйдет из кабинета 427, чтобы сделать выбор между левой и правой дверью. И в третий раз, и в четвертый — и так до бесконечности.

Предметы окружения подсказывают, что происходит в стенах офисного здания. Здесь можно увидеть, что Стэнли, скорее всего, работает разработчиком видеоигр. Источник: Crows Crows Crows
Предметы окружения подсказывают, что происходит в стенах офисного здания. Здесь можно увидеть, что Стэнли, скорее всего, работает разработчиком видеоигр. Источник: Crows Crows Crows

Конечно, Стэнли может следовать советам Рассказчика и выполнять все его указания. Но он может и найти лазейку, чтобы сбежать с заготовленных «рельсов». Допустим, пойти по другому коридору, исследовать все доступные локации, ожидая реакции голоса за кадром. За несколько часов можно открыть с десяток концовок. А если постараться, то и больше.

При этом геймплейно The Stanley Parable ничем не удивляет: вы лишь ходите по локациям и в нужных местах нажимаете на кнопку. Однако простейший игровой процесс компенсируют сюжетная вариативность и отлично написанные монологи Рассказчика. Ради них хочется открыть все возможные концовки.

Три причины поиграть в The Stanley Parable: Ultra Deluxe

Другой такой игры просто нет. Закадровое повествование и нелинейность — не новшество для игровой индустрии, но именно здесь эти элементы почти идеально сочетаются друг с другом.

Духовного наследника The Stanley Parable попытался сделать ее же создатель Дэйви Риден в симуляторе ходьбы The Beginner’s Guide. Но там не было вариативности: игрок просто шел по сюжету и в финале получал единственную концовку.

Закадровый голос, направляющий героя, появлялся и в другом симуляторе ходьбы студии Crows Crows Crows — Dr. Langeskov, The Tiger, and The Terribly Cursed Emerald: A Whirlwind Heist. Но он длится всего 20 минут, поэтому полноценной заменой The Stanley Parable его считать нельзя.

Даже в этой комнате можно выйти на две концовки — можете догадаться, каким образом. Источник: Crows Crows Crows
Даже в этой комнате можно выйти на две концовки — можете догадаться, каким образом. Источник: Crows Crows Crows

А вот The Stanley Parable по-настоящему многогранна. Это экспериментальное инди, которое пытается выйти за рамки привычных сюжетных игр. Это постмодернистское произведение, открыто издевающееся и над персонажами, и над игроком, и над создателями.

Это сюрреалистический перформанс, в котором не пользователь играет в игру, а наоборот. The Stanley Parable словно проверяет, насколько далеко вы зайдете в рамках одного прохождения и увидите ли все секреты, спрятанные разработчиками. Любопытные фанаты еще девять лет назад изучили каждый уголок игры и нашли все возможные варианты прохождения, включая самые невероятные. Так, одна из концовок активируется, если применить чит-код. Тогда Рассказчик телепортирует вас в одну из комнат и вызовет на серьезный разговор.

При этом у The Stanley Parable нет «истинной» концовки, после которой можно подумать «Теперь я увидел все» и удалить игру. Напротив, после каждого финала вы перезагружаетесь и вновь ходите по офисным коридорам в надежде найти что-то интересное.

Что будет, если вы не подниметесь, а спуститесь по лестнице? Как Рассказчик отреагирует, если вы просто упадете с высоты и умрете? Что случится, если запереться в чулане и несколько минут не выходить из него? На все эти вопросы отвечают соответствующие концовки. Даже про чулан.

При определенных обстоятельствах вы просто «сломаете» игру и разозлите Рассказчика. Как это сделать, лучше узнать самому. Источник: Crows Crows Crows
При определенных обстоятельствах вы просто «сломаете» игру и разозлите Рассказчика. Как это сделать, лучше узнать самому. Источник: Crows Crows Crows

Задумку The Stanley Parable невозможно воплотить ни в каком другом формате. Другие сюжетные игры пытаются полностью погрузить игрока в сюжет, перетащить его из настоящего мира в виртуальный. А The Stanley Parable поступает ровно наоборот: постоянно напоминает игроку, что это всего лишь игра, мир вокруг искусственный, а выбор — иллюзорен.

Разработчики словно признают, что возможностей для прохождения в ней действительно много, но настоящей свободы здесь нет и быть не могло. Игроки в любом случае следуют заранее придуманным вариантам прохождения и не могут самостоятельно определять историю.

Одна из концовок приводит вас в музей, где можно узнать историю создания The Stanley Parable. Источник: Crows Crows Crows
Одна из концовок приводит вас в музей, где можно узнать историю создания The Stanley Parable. Источник: Crows Crows Crows

The Stanley Parable — попытка ответить на вопрос, насколько далеко могут зайти сюжетные игры и способны ли они выйти за пределы экранов.

По задумке создателей игроки должны косвенно участвовать в этой дискуссии, раз за разом завершая прохождение. Одни решат, что это всего лишь забавная игра, в которой весело находить разные концовки. Другие же скажут, что это интересное авторское высказывание, которому нет аналогов. В итоге каждый видит и ощущает The Stanley Parable по-своему.

В этом The Stanley Parable похожа на «Догвилль» Ларса фон Триера. Там режиссер испытывал на прочность рамки кинематографа, заменив некоторые декорации схематичными меловыми рисунками. Сюжетом же игра напоминает «Шоу Трумана» Питера Уира: в нем главный герой тоже пытался сбежать из искусственного мира.

Однако The Stanley Parable сама превратилась в источник вдохновения для других: например, на нее похож сериал «Разделение».

Рассказчик постоянно общается напрямую с игроком и издевается над ним за его попытку сделать настоящий выбор. Источник: Crows Crows Crows
Рассказчик постоянно общается напрямую с игроком и издевается над ним за его попытку сделать настоящий выбор. Источник: Crows Crows Crows

Ultra Deluxe продолжает оригинальную игру. Если в переиздании открыть значительную часть концовок, в начальном коридоре появится дверь. Она, как говорит Рассказчик, ведет к новому дополнительному контенту. Его столько, что Ultra Deluxe вполне можно считать второй частью. В ней разработчики из Crows Crows Crows размышляют об успехе оригинала и его месте в индустрии, а также вместе с Рассказчиком проводят игрока по экспозициям, посвященным The Stanley Parable 2.

Если без спойлеров, то это своеобразное «а что было дальше». Хотя по продолжительности эпилог-сиквел не уступает первой части. Вот только если не знать, что происходит в оригинале и его концовках, полностью оценить новый контент не получится — именно поэтому доступ к нему открывают не сразу. Однако это все равно великолепный повод либо вернуться, либо познакомиться с The Stanley Parable.

Егор АргуновКакая инди-игра вам больше всего запомнилась?