Стоит ли смотреть загадочный сериал «1899» от авторов «Тьмы»: за и против
17 ноября на Netflix вышел сериал «1899» — фантастическая драма о корабле-призраке.
Это новая работа авторов «Тьмы» Барана бо Одара и Янтье Фризе. Их предыдущий сериал оказался запутанным триллером с перемещениями во времени и параллельными вселенными. Новая работа проще и доступнее, но интриг по-прежнему хватает. Проблем, впрочем, тоже.
Кому понравится: любителям триллеров, фантастики и разборов сюжетных деталей
Где смотреть: с 17 ноября на Netflix. Сервис официально недоступен в России
🚢 О чем сериал
1899 год. Лайнер под названием «Цербер» идет из Лондона в Нью-Йорк через Атлантический океан. На борту почти две тысячи человек. Экипажем командует немецкий капитан с тоской в глазах и бутылкой виски в кармане.
Среди пассажиров — нервный французский офицер с молодой женой, испанский священник, его самоуверенный брат и молчаливая азиатка с матерью. Есть еще семья датчан, которые собираются построить в Америке церковь, и женщина по имени Мора Франклин — она врач и исследовательница мозга. Героиня ищет своего брата: тот уплыл в Америку и оставил таинственное письмо.
На полпути «Цербер» неожиданно встречает другой корабль — «Прометей». Он принадлежал той же судоходной компании и пропал четыре месяца назад. На его борту обнаруживают только странного молчаливого мальчика с черной пирамидкой в руках. Капитан «Цербера» пытается во всем разобраться и разворачивает корабль в Европу. Пассажиры начинают умирать один за другим без особых на то причин.
😰 За: «1899» — это герметичный детектив, жуткая басня и психологический триллер
Завязка сериала напоминает хоррор: каждую минуту ждешь, что спасенный мальчик окажется дьяволом, а с затерянного корабля явится злобная нечисть. Но чудовища не выскакивают из-за угла даже спустя несколько серий. Зато появляется чувство гнетущего дискомфорта. На «Цербере» повсюду замечают таинственный символ — перевернутый и перечеркнутый треугольник. Да и сам корабль устроен странно: в его каютах находят ведущие в тупик потайные ходы.
Вскоре выясняется, что каждый персонаж — не тот, кем кажется. Или как минимум что-то скрывает. Пассажиры переживают старые травмы, скорби, страх и вину перед близкими людьми. Кто-то потерял в огне всю семью из-за безумия супруга, а кто-то, чтобы отправиться в плавание, сгубил другого человека.
Напряжение растет и потому, что герои находятся на гигантском лайнере. За иллюминаторами видны лишь мертвенно-серые воды и небеса. Внутри судна пассажиров окружает полумрак и скрежет металла.
Компасы шалят, люди умирают. Неожиданно экипажу приходит не то приказ, не то предупреждение: «Потопите корабль». Повисает тревожная тишина, и кто-то тихо спрашивает: «А что, если потопить нужно не „Прометей“? Что, если потопить надо наш корабль?» В такие моменты по коже бегут мурашки.
Постепенно сериал превращается в психологический триллер о закрытых сообществах. Проявляются конфликты всех видов: внутрисемейные, классовые, религиозные. Матросы обдумывают мятеж. Молодая датчанка готова застрелить свою чересчур набожную мать, а та объявляет чужого ребенка чуть ли не антихристом и готовится его убить.
«1899» не нужны никакие монстры. Это сериал не про чудовищ, а про человечество. И создатели ставят обществу весьма пессимистичный диагноз.
🤫 Против: в сериале слишком много недосказанности
Чтобы сохранить интригу, сериал часто заставляет героев действовать глупо и непоследовательно. Капитан «Цербера» решает сменить курс и буксировать заброшенный корабль — хотя все пассажиры и матросы против. Команда «Цербера» просит своего командира объяснить, для чего им нужен «Прометей», но тот отказывается. Матросы в конце концов собираются повернуть свое судно обратно, хотя топлива явно может не хватить.
Мальчик с «Прометея» долго ничего не говорит, а потом понемногу становится разговорчивее. Да и в целом скрытность героев через какое-то время начинает сильно раздражать. Во второй половине сезона все эти странности получат объяснение, но и оно скорее разочаровывает.
🤯 За: сериал сложнее, чем кажется
Многое в сюжете «1899» мы узнаем от крайне ненадежного рассказчика — той самой исследовательница мозга Моры Франклин. У нее, вероятно, есть ментальные расстройства. Хотя сама девушка утверждает, что все в порядке. Мы до конца не знаем, что творится в голове Моры. Как и не знаем, где находятся ответы на все вопросы — на корабле или где-то еще.
«1899» — сериал о субъективности восприятия, непреодолимой ограниченности нашего взгляда. Отсюда и сложные переплетения сюжетных линий, и множество мелких деталей, которые к финалу складываются воедино. Въедливые поклонники наверняка будут разбирать сериал с помощью графиков и обсуждать в дискуссиях на сотни страниц.
Создатели шоу Баран бо Одар и Янтье Фризе дают зрителю самому раскрыть некоторые сюжетные тайны. Особенно внимательные заметят подсказку уже в песне из вступительных титров. А те, кто знает значение названий двух кораблей — «Цербера» и «Прометея», — лучше поймут смысл происходящего.
🧠 Против: обсуждать «1899» может быть интереснее, чем смотреть
В сериале всего восемь эпизодов, но даже в них слишком много пауз и недомолвок. Дело отчасти в том, что персонажи говорят на разных языках и порой не понимают друг друга.
К тому же многие сюжетные повороты после финала кажутся не такими уж и важными. Главные тайны «1899» раскрывать пока не собирается — придется смотреть следующие сезоны.
✒️За: «1899» подкупает оригинальностью
«1899» легко простить все недостатки. Хотя бы потому, что этот сериал — не ремейк и не очередная экранизация. Он не выглядит так, будто собран по алгоритму, — это пусть и неровная, но сложная, требовательная и амбициозная история. И это делает шоу еще более ценным.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.