Путеводитель по фонку: как появился жанр, почему стал популярным и откуда с ним столько мемов
Объясняем интернет
5K
Изображения в коллаже — Just dance, DD2020, SKT Studio / Shutterstock / FOTODOM, Infinity Ward, Grin NT / YouTube

Путеводитель по фонку: как появился жанр, почему стал популярным и откуда с ним столько мемов

Саундтрек дрифта, тиктоков и Гигачада с доктором Ливси
10
Аватар автора

Даша Лейзаренко

дрифтует

Страница автора
Аватар автора

Денис Лисовски

кайфует

Страница автора

Фонк прошел путь от крайне нишевого музыкального жанра до признания в соцсетях и первых мест в чартах.

Фонк появился еще в начале 1990-х годов в США, но знали о нем только в узких кругах любителей хип-хопа. Тогда это был совсем другой жанр: очень своеобразный, мрачный, с использованием старых семплов и звука как будто бы колокольчика на корове.

Спустя 30 лет мы знаем фонк совсем другим. Жанр очень быстро взлетел во всем мире благодаря соцсетям. Фонк в целом своей популярностью сильно обязан интернет-культуре: под него снимали тренды в «Тиктоке», дрифтовали российские автоблогеры, ходил доктор Ливси из советского «Острова сокровищ». Теперь фонк-треки спокойно можно найти в топах стримингов, а элементы жанра даже используют мейнстримные артисты — например, кей-поп-группа Stray Kids.

Расскажу, как фонк укрепился в музыкальной индустрии и стал саундтреком множества мемов.

Что за жанр фонк и как он появился

Фонк звучит мрачно, атмосферно и лоу-файно  , будто бы песню включили через старый кассетный плеер. Но при этом музыка достаточно быстрая и драйвовая, чтобы под нее танцевать.

Зачатки жанра появились в конце 1980-х в американском городе Мемфисе в штате Теннесси. Музыкальная история города уже была достаточно богатой: в 1960-х там записывались популярные блюзовые и рок⁠-⁠н⁠-⁠ролл-артисты. Но к концу столетия исполнители из Мемфиса оказались в андеграунде, ведь тогда у всех на слуху был рэп восточного и западного побережья.

Так появилась нишевая сцена мемфис-рэпа, то есть мрачного лоу-фай хип-хопа, который стал предшественником и идейным вдохновителем фонка. Вот чем он отличался.

🔉 Низкое качество. Мемфис-рэп шипел и кряхтел, а вокал будто доносился из подвала. Просто потому, что у рэперов не было денег на оборудование и аренду студии. Продюсеры записывали музыку на кассетные плееры с помощью драм-машин — одной из самых популярных и простых в использовании была Roland TR-808.

🔔 Ковбеллы. Благодаря Roland TR-808 появилась основная фишка фонка — ковбелл. Буквально это переводится как «коровий колокольчик», который вешали на шею животным, чтобы те не терялись. В мемфис-рэпе из ковбеллов составляли мелодию — использовали вместо синтезаторов, потому что денег на них не было.

Ковбелл на драм⁠-⁠машине Roland TR⁠-⁠808 — фирменный звук фонка

🎤 Использование семплов. Семплирование и переосмысление старой музыки — давняя традиция хип-хопа. Но в мемфис-рэпе и фонке их используют много и часто. Для этого подходят как отрывки из блюзовых, джазовых и фанк-композиций, так и звуки из порно или хоррор-фильмов.

🌚 Мрачная лирика. Рэперы часто читали про полицейское насилие и уличные разборки. Но исполнители из Мемфиса тяготели к жанру хорроров. Они записывали треки про жестокие убийства, кровавые ритуалы, пытки и депрессию.

Несмотря на оригинальное звучание, мемфис-рэп оставался крайне нишевым — выпускался на кассетах и распространялся с сатанинскими обложками. По городу даже ходили слухи о кассетах, в которых создатели заперли души убитых во время оккультного ритуала. И лейблы предпочитали игнорировать такую музыку.

Единственное исключение — группа Three 6 Mafia. В 90-е ее клипы показывали по MTV, и с тех пор слава объединения только росла. Правда, в то время исполнители уже перешли от мемфис-рэпа к более мейнстримному звучанию.

Один из треков Three 6 Mafia, когда они еще исполняли мемфис⁠-⁠рэп

Как фонк набирал популярность

В начале 2010-х малоизвестный рэпер из Майами SpaceGhostPurrp открыл для себя старые записи мемфис-рэпа и вдохновился. Ему понравились необычное звучание и жесткие тексты о насилии.

SpaceGhostPurrp стал писать музыку, похожую на мемфис-рэп, и придумал ей новое название — фонк. Это искаженное название фанка, созданное, вероятно, ради шутки. На самом деле фонк ничего общего с фанком не имеет, просто рэпер в детстве часто его слушал.

Свои первые треки SpaceGhostPurrp назвал в честь нового жанра — Pheel Tha Phonk 1990 и Bringing The Phonk. Рэпер использовал стилистику мемфис-рэпа: пугающие обложки, низкокачественные видео и лоу⁠-⁠фай⁠-⁠звучание. Однако коммерческого успеха не добился.

Один из треков SpaceGhostPurrp

Больший толчок популярности фонку дала площадка SoundCloud, где можно бесплатно публиковать свою музыку и слушать чужую. Именно там хип⁠-⁠хоп⁠-⁠продюсеры публиковали первые фонк-треки, сведенные и записанные дома.

Про творчество SpaceGhostPurrp знали популярные клауд-рэперы  и сотрудничали с ним. Например, объединение OddFuture или Lil Uzi Vert. Фонк-элементы также появились у $uicideboy$ и Ghostemane, которые вдохновлялись мрачной и оккультной эстетикой.

На SoundCloud фонк разделился на две школы. Фанаты до сих пор спорят, какую из них считать «настоящей».

👿 «Демоническое звучание». Такую музыку делало андеграундное рэп⁠-⁠объединение Doomshop. Это фонк, каким мы его знаем сегодня: грязно, с мрачными текстами и ковбеллами.

Лейбл распался, но его участник Фредди Дредд стал одним из самых популярных продюсеров этой школы фонка на SoundCloud. В своих роликах он использовал визуальную эстетику, которая позже станет популярна в фонк-эдитах, — стилизацию под VHS и старые мультфильмы.

🎷 «Инструментальный фонк». Он намного чище, без низкокачественных шумов и мрачной эстетики. Один из главных представителей жанра — DJ Smokey, чью музыку можно перепутать с чилл-хип⁠-⁠хопом в лоу⁠-⁠фай⁠-звучании.

Уже в 2017 году фонк стал самым прослушиваемым жанром на SoundCloud и добрался до заголовков западных СМИ. Семплы из мемфис-рэпа стали использовать и популярные вне SoundCloud рэперы вроде Дрейка, Карди Би или Трэвиса Скотта. Однако «чистый» фонк никто из мейнстримных артистов не исполнял. Жанр все еще оставался нишевым.

Как фонк пришел в Россию

SoundCloud стал глобальным проводником фонка. Еще в середине 2010-х рэперы Kizaru и Big Baby Tape, тогда еще под другими псевдонимами, записывали первые треки в похожем стиле. Также на SoundCloud стали загружать музыку артисты вроде Velial Squad, Jeembo и Tveth, заимствующие элементы мемфис-рэпа.

В то время молодые продюсеры, которым предстояло стать звездами российского фонка, слушали треки на SoundCloud. К примеру, исполнитель Kaito Shoma из Красногорска познакомился с творчеством Фредди Дредда и захотел делать что-то похожее, но гайдов нигде не было. Поэтому он писал музыку по наитию и публиковал треки во «Вконтакте».

Слушателей такой музыки оказалось немного, да и продюсеры не знали, как ее пиарить. Единственным местом для распространения творчества оставался паблик Phonkonia. Он существует во «Вконтакте» аж с 2012 года. В то время там в основном публиковали треки западных фонк⁠-⁠исполнителей, но при желании кто угодно мог выложить свое творчество через «предложку». Так сделал и Kaito Shoma.

Scary Garry — популярнейший фонк⁠-⁠трек, который Kaito Shoma выложил в паблик Phonkonia

Автоблогинг в то время активно развивался в России. Фонк-треки российских и западных продюсеров стали часто использовать при монтаже роликов с дрифтом. Возможная причина такой популярности — музыка с SoundCloud не была защищена авторским правом. А значит, ее можно было спокойно использовать в роликах на «Ютубе» без разрешения авторов.

Другой возможный вариант — автолюбителям просто понравилось звучание фонка. Оно было свежим и новым, а еще отлично подходило под ролики про быстрые машины.

В 2018 году Kaito Shoma решил популяризировать жанр в России и сделал гайд по фонку на русском. Он снял и опубликовал на «Ютубе» инструкцию по созданию фонк-треков. Видео стало настолько вирусным, что благодаря ему многие продюсеры создали свои первые композиции. К примеру, Ghostface Playa, Pharmacist и Prxsxnt Fxture.

С приходом молодых продюсеров изменилось и звучание. Фонк стал быстрым, ковбеллов было еще больше, а вокал уже стало не разобрать. Жанр прозвали в честь видео автоблогеров — дрифт-фонк. Такие видео стремительно набирали просмотры, а песни стали попадать в плейлисты вроде «Музыка для дрифта».

Как дрифт-фонк стал мировым феноменом, а российские музыканты — звездами

К 2020 году дрифт-фонк стал не только любимым жанром автоблогеров, но и саундтреком к мемам. Поначалу это были забавные ролики на «Ютубе» про вождение. Например, песню Lvl Death российских продюсеров Ke Playa и Psychomane вставляли в видео, где персонажи поп-культуры или герои репортажей водят машины.

Пользователи также делали ностальгические эдиты под ремикс белорусского битмейкера LXST Cxntury на тему из сериала «Дальнобойщики» — Dalnoboy. Появились также первые шутки про «походку под фонк». Но эти мемы распространяли в основном среди русскоязычной аудитории.

Настоящий буст популярности дрифт-фонка среди мировой аудитории — это «Тикток». Расскажу про три трека, которые определили место жанра в интернет-культуре.

Как научиться водить
Ипполита заносит в дрифт
Полицейский дрифт

🙀 Самый страшный — Scary Garry. Трек одним из первых распространился в соцсети с короткими видео. Под него снимали тренд Flash Warning — это когда во вроде бы обычных ролях внезапно появляются пугающие персонажи, а изображение начинает мигать. В «Тиктоке» с этой песней набралось почти 300 тысяч видео.

С автором трека, Kaito Shoma, даже связался продюсер DJ Paul из группы Three 6 Mafia. Той самой, которая популяризировала мемфис-рэп. Российский битмейкер использовал в Scary Garry семпл из его трека Midnight Hoez, не имея прав, поэтому ничего не зарабатывал с миллионных стримов. DJ Paul очистил права, чтобы Kaito Shoma смог получать выплаты, поделив часть роялти.

Компиляция роликов под Scary Garry

⭐️ Самый популярный — Close Eyes. Композиция краснодарского продюсера Dvrst. От остального фонка он отличается более мелодичным звучанием — за это его прозвали фонк-хаусом.

Под него снимали дрифт-видео, ролики из спортзалов, футбольные эдиты. Всего по звуку в «Тиктоке» набралось 387 тысяч видео, на «Ютубе» у клипа более 100 млн просмотров. В 2023 году 19-летнего Dvrst номинировали в рейтинге российского Forbes «30 до 30».

Клип на Close Eyes — c дрифтом и VHS⁠-⁠эффектами

🚶‍♂️ Самый мемный трек — Why Not. Работа тольяттинского продюсера Ghostface Playa. В 2021 году под него стали делать эдиты, в которых персонажи советского мультфильма «Остров сокровищ» бодро шагают — особенно Доктор Ливси.

Доктор Ливси ходит под Why Not

Российские битмейкеры поняли, что если песня завирусится в «Тиктоке», то, вероятно, попадет в чарты стримингов. Поэтому сами стали публиковаться на площадке, записывать мемные треки и пытаться попасть в аудиторию. И у многих получилось.

Большая часть российских музыкантов, чьи треки оказались популярными в «Тиктоке», попали в созданный российским подразделением Spotify плейлист phonk. За три года с момента создания на плейлист подписалось 8 млн человек. Так о российском дрифт-фонке узнали во всем мире.

Большинство упомянутых российских артистов добились успеха и подписались на лейбл Black 17. Он занимается дистрибуцией и заключает договоры о разделе роялти с западными рэперами. С ним же сотрудничает DJ Paul из Three 6 Mafia.

Что происходит с фонком сейчас: главные мемы и тренды

Ремиксы на российскую поп-музыку. Поскольку дрифт-фонк всегда был близок к мемной культуре, музыканты неизбежно стали делать фонк-ремиксы. Одним из первых завирусившихся треков стал ремикс на песню «Фаина» группы «На-На».

На это обратили внимание российские битмейкеры и стали выпускать свои версии. К примеру, ремикс на песню «Плохая девочка» группы «Винтаж» набрал 17 млн просмотров.

А в 2023 году разработчики игры Atomic Heart пригласили Dvrst записать кавер на песню Игоря Скляра «Комарово» и добавили его в официальный саундтрек игры. В Spotify песня набрала 14 млн прослушиваний.

Фонк-ремикс на «Комарово»

Дота-рэп. Этот жанр появился благодаря фонку. Рэпер shadowraze увлекался игрой в Dota 2 и начал записывать ироничные песни про «катки», используя фонк-элементы на битах. Его трек astral step завирусился в «Тиктоке» — пользователи накладывали звук на ускоренные детские танцы.

Сам shadowraze описывает свою музыку как «саундтрек для мемов». Но зато благодаря ему у фонка, в котором часто использовали только семплы, появился настоящий вокал.

Дети танцуют под astral step

Фонк-эдиты. В видео про сигм, которые захватили интернет в 2023 году, стали массово использовать фонк. Сигмами называют независимых и одиноких персонажей, которых обычно иллюстрируют героями из «Бойцовского клуба», «Острых козырьков» или «Джона Уика».

Фонк оказался отличным саундтреком для «крутых парней» — как в свое время для дрифт-видео. Пользователи накладывают эту музыку на кадры с эпичными проходками персонажей или просто нарезки с ними из фильмов и сериалов. Степень ироничности этих роликов непонятна.

Сигма-плейлист с фонком

Гоуст. Один из главных персонажей сигма-эдитов и фонк-плейлистов — загадочный Гоуст из игры Call Of Duty: Modern Warfare 2, который полюбился игрокам еще в оригинальной игре 2009 года. В 2022 году он вернулся во вселенную и стал героем мемов: всегда брутально ходит в маске-черепе и ехидно из-под нее выглядывает.

В интернете Гоуста называют сигмой, потому что он независимый и отстраненный, но при этом харизматичный антигерой. Видимо, именно поэтому он стал лицом многих плейлистов с фонком.

Эдит с Ghost

Скала и Стэйтем — тоже сигма-персонажи. Отрывок из фильма «Хоббс и Шоу», где показывают утреннюю рутину двух героев, использовали как мем о том, каким бывает утро у успешных людей.

Дуэйн Джонсон просыпается в кровати с собакой, отжимается, выпивает на завтрак стакан сырых яиц, попутно читая книгу. Тем временем Джейсон Стэтхем встает с постели, в которой лежит девушка, делает омлет и идет к роскошному автомобилю. И все это — под фонк.

Утро сигм под фонк

Бразильский фонк. В 2023 году бразильские продюсеры модернизировали жанр и сделали его более интенсивным, перегруженным и драйвовым, чтобы он подходил под агрессивные тренировки в спортзалах.

В то же время бразильский фонк стал саундтреком эдитов с сигмами и Гигачадами — мужчин, стремящихся к гипертрофированной конвенциональной маскулинности. Сложно понять, ироничные это ролики или нет.

Бразильский фонк стал даже популярнее, чем дрифт-фонк. Например, у трека Rave алжирского продюсера Dxrk ダーク около 110 млн прослушиваний на «Ютубе», а в «Тиктоке» трек более 760 тысяч раз вставляли в разные ролики. В 2024 году в плейлистах с фонком встречается в основном бразильский, а их тематика ориентирована на тренировки и тренажерные залы.

Гимн гигачадов

Что в итоге

  1. Зачатки фонка появились в конце 1980-х в США. Он вырос из мрачного лоу-фай-звучания мемфис-рэпа. Характерные черты фонка: шипящие и кряхтящие звуки, старые семплы, знаменитый ковбелл.
  2. В начале 2010-х фонк стал набирать популярность среди западной аудитории на площадке SoundCloud. Появились две школы фонка: одна с мрачным и демоническим звучанием, другая более чистая и мелодичная.
  3. Со временем фонк стали активно слушать и использовать молодые российские продюсеры. Важную роль в популяризации жанра сыграли местные автоблогеры, которые использовали фонк-треки в видео о дрифте.
  4. Российский дрифт-фонк стал мировым явлением благодаря трендам в «Тиктоке» — там его использовали для мемов и эдитов. Это помогло российским продюсерам набрать миллионы прослушиваний.
  5. Фонк не стоит на месте и продолжает развиваться. Сейчас основной поджанр — мрачный и агрессивный бразильский фонк. Его слушают в спортзалах и используют в мемных эдитах про Гигачадов.

Бонус: пять фонк-плейлистов, которые стоит послушать

  1. Исконный славянский дрифт — мемные песни из «Тиктока» и «Ютуба».
  2. Бразильский гром — актуальный поджанр фонка.
  3. Заковбеллить прошлое — фонк-ремиксы российской поп-музыки.
  4. gymcore — агрессивный фонк для тренировок.
  5. dark phonk — мрачный и тяжелый фонк, такой, каким был мемфис-рэп.

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult

Даша ЛейзаренкоКак относитесь к фонку? Расскажите в комментариях: