В мае 2018 года я опубликовал свою первую книгу. Я писал ее с начала 2016.
В России есть поговорка, что каждый мужчина должен вырастить ребенка, посадить дерево и построить дом. В Южной Америке она звучит иначе: последний пункт обычно заменяют на «написать книгу». И не зря: времени и сил на такую затею может уйти не меньше, чем на возведение дома. Мой опыт это подтверждает.
Южную Америку я вспомнил не случайно: в Чили я закончил писать книгу, там же встретил ее редактора. Путешествие по Южной Америке сильно повлияло на мой жизненный путь и творческие взгляды.
В статье расскажу, как выглядит процесс создания книги, сколько стоит запустить ее в продажу, как она может изменить жизнь и где черпать творческие силы.
Как и почему я написал книгу
Идея появилась у меня не сразу. До 30 лет я вообще не думал, что стану писателем. У меня техническое образование, диплом математика-программиста. После университета я работал по специальности: разрабатывал ПО для телефонных станций. Затем ушел в собственный бизнес: занимался лечебными травами, позже открыл кальянную. В 2013 году моя семейная жизнь рухнула, и это стало переломным моментом. Тогда я собрал рюкзак и улетел в Бангкок.
Следующие полгода я провел на севере Таиланда, в джунглях, где в полной изоляции от внешнего мира обучался боевым искусствам. В основе тренировок лежал древний тайский стиль муай-чайя и духовные практики. Условия были экстремальные: например, однажды меня укусила змея, и я еле выжил.
Все это повлияло на мой подход к жизни. Я понял, что пора отправляться навстречу приключениям. С тех пор я непрерывно путешествую: за последние шесть лет побывал на всех континентах, кроме Австралии, посетил больше 40 стран.
Первые заметки я начал делать сразу после джунглей: хотелось систематизировать свой опыт. Затем в январе 2016 года я приехал в Рио-де-Жанейро, где снова попал в опасную ситуацию: на меня наставили пистолет и ограбили двое бразильцев. Это только подстегнуло меня к тому, чтобы вплотную взяться за книгу.
Я купил подержанный ноутбук и погрузился в творчество. Писал исключительно про джунгли Таиланда: мне хотелось поделиться с читателями вдохновением, мотивацией и стремлением к мечте.
Я провел в Рио полгода и написал первую версию книги, но качество меня не устроило. Поэтому я отложил затею с писательством и возобновил путешествие по Южной Америке.
Следующая волна вдохновения накатила на меня через год — после путешествия по Антарктике. В этот раз сюжет книги уже вышел за пределы джунглей — в ней появились среди прочего Африка и Антарктика. В то время я двигался автостопом по Патагонии и не мог набивать текст в дороге, но постоянно крутил в голове сюжет и продумывал структуру произведения.
Когда я приехал в Сантьяго, столицу Чили, то арендовал комнату в центре города и сел за книгу. За полтора месяца закончил второй вариант. Качество меня снова разочаровало, я был подавлен.
Тогда я снова отправился в путь — уехал в Аргентину, но удовольствия от автостопа больше не получал: теперь это казалось несерьезным. Меня больше привлекало писательство, а с ним почему-то не получалось. Я почти бросил затею.
Примерно через месяц я вернулся в Сантьяго, где случайно встретил Тимура — редактора из Москвы, который тоже путешествовал по Чили. Он подвигнул меня взяться за третью версию книги. Наработанный материал уже был — и к декабрю 2017 года появился вариант, который устроил и меня, и Тимура как моего редактора.
Книга получилась образной, несмотря на то что я опирался на фактические события из своих путешествий. Мне не нравится сухой формат мемуаров, и за два года экспериментов я наконец нашел свой стиль: теперь пишу в стиле магического реализма. Пример произведения в таком жанре — «Сто лет одиночества» Маркеса.
На мое видение повлияла жизнь в Южной Америке с ее мистической атмосферой, африканскими мотивами и духом коренных индейцев. Поэтому в книге есть параллельные реальности, нелинейность времени, шаманские и психоделические ноты. Я написал ее так, как живу и чувствую.
Но написать книгу — это далеко не все. Дальше была рассылка рукописи по издательствам, оформление обложки, корректура, верстка, самостоятельная печать тиража, первые рецензии, попытки раскрутить произведение — и еще одна редактура. Расскажу обо всем по порядку.
Что нужно для подготовки рукописи
Инструменты. Чтобы написать книгу, из вещей понадобится только ноутбук с текстовым редактором и записная книжка. Хотя вместо нее можно пользоваться заметками на телефоне.
У меня подержанный, древний ноутбук — я расцениваю его как печатную машинку. Для писательства не нужен мощный компьютер: большинство программ, сайтов и сервисов, которые понадобятся в процессе, работают даже на самой слабой операционной системе.
Программ для работы с текстом много — как профессиональных, за которые нужно платить, так и более простых и бесплатных. Можно писать и в «Ворде», но там неудобное меню и много элементов дизайна, которые отвлекают.
Я использую бесплатный текстовый редактор Focuswriter. Он очень минималистичный, но при этом в нем есть все необходимое. А главное, у него приятный дизайн. Это важно, потому что за текстом придется провести, скорее всего, не менее тысячи часов.
Любые интересные мысли я записываю в черновики в «Гугл-почте»: записи можно делать офлайн, а затем они доступны с любого устройства. Также я часто использую бумажный блокнот, чтобы набросать структуру, нарисовать стрелочками связи между сценами и персонажами.
Бета-ридер. Когда десятки раз перечитываешь один и тот же текст, взгляд замыливается — становится сложно определить качество написанного. Поэтому не помешает оценка со стороны.
Бета-ридер — это человек, который первым прочитает сырой вариант рукописи и поделится своим мнением. Доверить это дело можно кому-то из знакомых. Желательно тому, кто вас понимает и разделяет ваши взгляды. В моем случае это был редактор Тимур, которого я встретил в своем путешествии.
Обычно мы с ним работали так. Я выкладывал черновик главы в «Гугл-документы», а Тимур читал текст и оставлял комментарии. Часто мы созванивались и переписывались, обсуждали детали, варианты развития сюжета. Это было для меня и моральной поддержкой: когда я видел, что ему интересно читать книгу и он верит в меня как в писателя, появлялись силы и желание двигаться дальше.
Когда рукопись готова, есть два варианта: отправить ее на рассмотрение в издательства или публиковать самостоятельно.
Обращение в издательство
Если рукопись заинтересует издательство, оно заключит с автором договор и возьмет на себя весь процесс допечатной подготовки: редактуру, корректуру, создание обложки и макета книги.
Издательство может многое поменять в тексте, даже авторский стиль и название. Иногда могут попросить дописать несколько глав, чтобы объем текста соответствовал маркетинговой стратегии. Все эти нюансы заранее оговариваются и учитываются в контракте.
Список издательств с контактами можно посмотреть, например, на сайте «Продалитъ». Если пишете для детей и подростков, вот хорошая подборка издательств в этом направлении.
Требования к рукописи. Рукопись можно отправлять сырой, потому что издательство в первую очередь оценивает идею и сюжет. Но если текст слишком неряшлив, скорее всего, его отправят в корзину.
Обычно у издательств есть требование о минимальном объеме рукописи. Например, издательство «АСТ» рассматривает произведения объемом от 6 авторских листов, а «Армада» — от 12. Авторский лист, а. л. — это 40 000 знаков, включая пробелы.
Заявка. Прежде чем обращаться в издательство, надо убедиться, что оно специализируется в жанре будущей книги, и ознакомиться с требованиями к заявке. В большинстве случаев достаточно отправить письмо на электронную почту издательства с темой «Рукопись на рассмотрение». В теле письма обычно приводят информацию о книге — название, жанр и аннотацию — и указывают сведения о целевой аудитории, авторе. К письму прикрепляют рукопись и синопсис.
Синопсис — это краткое, обычно на 1—1,5 страницы, описание сюжета и особенностей произведения. В шапке синопсиса стоит продублировать свои контактные данные, чтобы редактору из издательства не пришлось их искать.
Для начинающего автора публиковаться через издательство — долгий путь. Ответ на заявку может прийти через несколько месяцев, год или вообще не прийти. Крупные издательства стараются сотрудничать с уже известными писателями: они выступают в роли инвесторов и не рискуют вкладываться в новичков, если не уверены в окупаемости. Маленькие издательства охотнее работают с новыми авторами, но их ресурсы позволяют взять в работу только редкие литературные находки.
Основной критерий, на который обращают внимание издательства, — коммерческий потенциал и продаваемость книги. Если вы публичная личность или известный блогер с активной аудиторией, шансы напечататься через издательство высоки.
Если своей публики нет, все равно стоит попробовать. Учитывайте, что издательства получают десятки рукописей ежедневно, и вероятность, что вас заметят, мала. Я советую брать количеством: отправлять рукопись как в крупные, так и в мелкие издательства и быть готовым к отказам и молчанию адресатов.
Также можно заявить рукопись на различные литературные конкурсы, которые проводятся в текущем году. Их перечень можно посмотреть на сайте «Всеконкурсы-ру». Если попадете в список финалистов, получится засветиться — издатель появится.
Мой опыт. Я отправил свою книгу на участие в литературной премии «Лицей» в 2018 году. Заявки принимали весной — как раз к этому времени я закончил работу. Кроме того, у этой премии нет жестких ограничений. Принимают как поэзию, так и прозу, и попытать счастья может любой начинающий автор от 15 до 35 лет. По возрасту я проходил. В итоге в список финалистов моя книга не попала, но попробовать все равно стоило.
Первую версию книги я отправил в три издательства, вторую — в четыре, а заключительный вариант — еще в шесть издательств. Было ощущение, что посылаю сигнал в космос: почти никто не ответил. Пришло письмо только от пары издательств, которые предложили сотрудничество на полностью или частично коммерческой основе. Мне это показалось невыгодным.
Я посчитал, что если от меня требуется финансовое участие, то лучше публиковаться самостоятельно — так я хотя бы сохраню за собой полную свободу действий. Кроме того, у меня изначально не было цели делать из книги бизнес. Поэтому я легко решился на самостоятельную публикацию.
Самостоятельная публикация
Если издавать книгу самостоятельно, она бесплатно публикуется на электронных площадках. За рубежом самиздат практикуют уже давно — рынок электронной публикации там хорошо развит. Самый известный сервис для этого — «Амазон».
В России же самиздат только набирает популярность. Основная проблема в том, что читатели не готовы платить за электронную продукцию, потому что это нечто неосязаемое. Но площадки для свободной и коммерческой публикации своих произведений в нашей стране все равно есть. Это, например, «Проза-ру», «Продаман» и журнал «Самиздат». А «Букмейт», который работает с читателями по подписке, дает автору возможность выложить произведение и настроить ежемесячные роялти — авторское вознаграждение — в зависимости от того, сколько раз читали книгу.
Я использовал сервис «Ридеро», поэтому в статье буду рассказывать о самостоятельной публикации через него. Мне он показался простым и понятным.
Чтобы опубликовать произведение через «Ридеро», нужно:
- Зарегистрироваться на сайте. В личном кабинете потом будет отображаться список книг, статистика и опции к каждой из них: редактировать, заказать тираж и т. д.
- Загрузить через личный кабинет рукопись — cистема автоматически сверстает книгу.
- Настроить отдельные элементы верстки: нумерацию страниц, заголовки, шрифт.
- Настроить внешний вид обложки. После этого книга уже будет готова выйти в свет.
- Заключить договор на публикацию: заполнить электронную форму и подтвердить личность по скану паспорта или смс.
После этого электронная книга проходит модерацию и в течение месяца бесплатно появляется на интернет-площадках: «Амазоне», «Озоне», «Литресе», «Букмейте», а также в магазине «Ридеро». На «Озоне» покупатель может купить бумажную версию книги — это называется печатью по требованию. То есть печатается только один экземпляр по запросу клиента.
Заказ печатного тиража — платная услуга. Так как макет книги уже готов, все происходит быстро: после оплаты через сайт курьер доставляет коробку с книгами примерно через неделю.
Также сервис предоставляет платные услуги по допечатной подготовке: редактора, корректора, иллюстратора, верстальщика, дизайнера обложки. Полный пакет услуг «Книга под ключ» с персональным помощником и специалистами по допечатной подготовке стоит 70 000 ₽. Я шел по пути наименьшего сопротивления и ничего лишнего не заказывал — только печать тиража.
- 70 000 ₽
Я установил общий бюджет на публикацию книги — 30 000 ₽, поэтому, где мог, все делал сам. Так как я не рассчитывал на финансовую отдачу, то определил для себя психологически комфортную сумму, которую был готов потратить безвозмездно. Около половины бюджета я отвел на печать стартового тиража, другую половину — на допечатную подготовку и прочие расходы типа покупки ноутбука.
Редактура и корректура
Это первый этап допечатной подготовки книги — после этого рукопись становится готовым произведением.
Редактура. Редактор оценит структуру текста, стилистику, даст рекомендации, как усилить сюжетные линии и диалоги. Высушит текст от обилия воды. Если у автора уже есть писательский опыт, то редактору, скорее всего, останется минимум работы.
Моим редактором был Тимур. Когда рукопись была готова, он дополнительно прошелся несколько раз по тексту и отредактировал его. За работу я заплатил Тимуру 5000 ₽, но цифрами оценить его вклад в книгу тяжело.
Сервис «Ридеро» предлагает услуги профессионального редактора по тарифу от 3200 ₽ за 1 а. л. Редактора можно найти и в интернете, например на сайте «Автор-онлайн». А, к примеру, «Школа вдохновения» предлагает профессиональную редактуру, консультации и составление рецензий. На финальном этапе редактуры я обратился туда за рецензией на свою книгу: мы с Тимуром давно работали над ней, и мне показалось, что нужен свежий взгляд со стороны. Стоимость рецензии составила 3500 ₽.
Корректура. В любой текст, даже если проверять его десятки раз, вкрадываются опечатки и грамматические ошибки. Поэтому нужен человек, который вычитает и откорректирует его.
Услуга корректора в «Ридеро» стоит 1100 ₽ за 1 а. л. Также специалиста можно найти, например, в бюро «По правилам» или среди фрилансеров. Стоимость — от 105 ₽ за 1000 знаков с пробелами.
Я решил сэкономить на корректуре и правил текст самостоятельно. Уверен, что в моей книге остались какие-то ошибки, но они некритичные. С учетом того, что в книге 6 а. л., в моем случае экономия на услугах «Ридеро» составила 6600 ₽.
Дизайн и верстка
Это еще один этап допечатной подготовки: нужно продумать обложку и оформление книги, подготовить иллюстрации, если они есть, и сверстать текст.
Иллюстратор. Если формат книги подразумевает картинки, фото или графики, потребуется иллюстратор или фоторедактор. Если нужны рисунки от руки или инфографика, придется задействовать художника-иллюстратора.
На «Ридеро» расценки на иллюстрации такие: графики и чертежи — 850 ₽, черно-белая и цветная графика средней сложности на простом фоне — 5900 ₽, сложная живопись и компьютерная графика — 8900 ₽. Специалистов можно также поискать среди художников-фрилансеров.
Если используете собственные фотографии, их все равно нужно отредактировать, привести к нужным размерам и провести цветовую коррекцию. Эту работу в принципе можно сделать самостоятельно в «Фотошопе» или любом онлайн-редакторе. Но если нет опыта, легко ошибиться — результат получится не очень. Поэтому лучше поискать исполнителя, например, на «Юду». Цены начинаются от 300 ₽ за фото.
Если планируете вставлять чужие изображения, нужно запросить разрешение на их публикацию.
Картинки в свою книгу я решил не вставлять. Во-первых, минимализм — часть моей философии. Во-вторых, в книге и так много образов, которые говорят сами за себя. В-третьих, я считаю, что если и делать формат с иллюстрациями, то тогда уж оригинально: с сюрпризами, пасхалками и интерактивом. Например, чтобы на странице, где по сюжету появляется паук, на бумаге была отпечатана паутина. А там, где герой в опасности и не может разжечь огонь, приклеить настоящую спичку. Под такое оформление нужно закладывать гораздо больший бюджет, чем был у меня.
Электронная версия книги в этом плане дает больше возможностей. Можно вставлять ссылки на видео, фото, звуки. Иногда предоставлять читателю выбор, от которого зависело бы дальнейшее развитие сюжета. Но на текущем этапе я оставил максимально простой вариант оформления, без медиаконтента. При желании читатель всегда может заглянуть ко мне на сайт, в группу во «Вконтакте», инстаграм и статьи в Т—Ж — и найти элементы, которые дополняют книгу. Это могут быть отдельные фото с мест событий или какая-то заметка, раскрывающая ту или иную сцену.
Дизайн обложки и оформление книги. Вместо интерактива я сосредоточился на оформлении обложки. Впрочем, с ней все произошло быстро и само собой. В апреле 2018 года, когда я занимался публикацией книги, параллельно подрабатывал волонтером в хостеле в Колумбии. Там я встретил путешественника-уругвайца, который занимался дизайном. Я объяснил ему свою задумку, дал какие-то наброски — и он буквально за сутки нарисовал мне готовое оформление. Сделал это по дружбе, абсолютно бесплатно.
«Ридеро» же предлагает оформление обложки от 2900 ₽ — это в случае, если автор предоставляет свою фоновую картинку, а дизайнер гармонично размещает ее с необходимыми надписями на обложке. За индивидуальным дизайном лучше обратиться в другие издательства, например «Первый том» и «Эдитус», или найти профессионального дизайнера.
Заднюю сторону книги я решил не оформлять вообще — оставил ее черной, с текстом об авторе. За это платить не нужно, такая возможность входит в стандартную функциональность сервиса «Ридеро». Чтобы полноценно редактировать заднюю сторону, необходимо приобрести про-аккаунт. Стоимость — 4000 ₽ за квартал.
Верстка книги. Выбор шрифта, размещение текста и иллюстраций на странице, переносы строк, сноски и примечания — все это происходит на этапе верстки.
«Ридеро» предлагает стандартную верстку от 990 ₽, если в книге нет иллюстраций. Если есть, цена увеличивается на 200 ₽ за каждую из них. Если верстка сложная, то цена начинается от 1500 ₽ и далее увеличивается за каждую картинку.
Если планируете печатать тираж книги в любом другом издательстве, то они обычно предлагают свои услуги по верстке.
При простом оформлении книги сверстать текст можно самостоятельно. Бесплатная функциональность «Ридеро» позволяет загрузить документ в форматах DOC, TXT, DOCX, RTF, ODT, PDF в редактор — он автоматически создаст макет книги. Единственное условие: размер документа не должен превышать 40 Мб. Дальше вручную можно изменить оформление текста: выбрать стиль шрифта и заголовков, вставить картинки, ссылки и сноски.
Когда макет готов, книга визуализируется в 3D. Можно оценить ее внешний вид, покрутить с разных сторон и полистать еще до момента публикации.
У бесплатной версии сервиса стандартный набор возможностей, которого может не хватить для книги со сложным оформлением. Но расширенные инструменты для верстки есть в про-версии аккаунта. Там можно, например, вставлять разрыв страницы и использовать буквы нижнего и верхнего регистра. Это может понадобиться для технической литературы. Для моей книги бесплатной версии оказалось достаточно.
Я загружал текст из «Ворда», предварительно перенеся его туда из Focuswriter. С версткой пришлось немного повозиться, так как редактор периодически глючил. Например, пару раз переносил кусок текста, и тот оказывался в другом месте книги. Также возникали проблемы с копированием нового текста в программу. Приходилось перезаливать заново весь документ, проделанная корректура терялась, и я начинал заново.
Электронная публикация
После допечатной подготовки книги — редактуры, корректуры, дизайна и верстки — можно ее публиковать. Это возможно как в электронном, так и в бумажном виде. Моя книга вышла в свет в мае 2018 года.
У любой книги есть ISBN — уникальный идентификатор, который регистрируется в Российской книжной палате. «Ридеро» присваивает книге ISBN бесплатно. Если получать этот идентификатор самостоятельно, понадобится от 3960 ₽. Также его можно приобрести или получить через другие издательства, если заказываете у них тираж.
- 3960 ₽
Роялти можно установить самостоятельно на сайте. В зависимости от роялти для электронной и бумажной версии автоматически формируется отпускная стоимость книги в онлайн-магазинах.
Система автоматически собирает авторские роялти со всех продаж на «Амазоне», «Литресе», «Букмейте» и «Озоне» и перечисляет деньги автору, как только накопится 1000 ₽. «Ридеро» также выступает налоговым агентом — удерживает НДФЛ и переводит автору уже чистые, свободные от налога деньги.
Сначала я установил для своей электронной книги роялти в размере 30 ₽, но недавно сменил на 50 ₽. Сейчас на «Литресе» и в магазине «Ридеро» книга стоит 200 ₽, на «Амазоне» — 279 ₽. То есть основную прибыль от реализации забирает себе продавец, хотя «Ридеро» возвращает мне повышенные роялти — 99,17 ₽.
- 200 ₽
У меня до сих пор не сформировалась какая-то четкая картина по поводу заработка на книге. Изначально я взял сумму роялти просто из головы: хотел, чтобы книга засветилась. Заработок никогда не был целью, ведь параллельно я делюсь книгой бесплатно у себя на сайте. Но если кто-то из читателей хочет меня отблагодарить, может сделать донат или купить книгу на интернет-площадках.
Печать тиража
На «Ридеро» есть встроенный калькулятор, где можно рассчитать стоимость тиража. Она зависит от формата книги, количества страниц, числа экземпляров, обложки, твердая она или мягкая, и печати — цветная или ч/б. Минимального ограничения по количеству экземпляров нет — можно заказать даже одну книгу, но тогда себестоимость тиража будет выше.
Дальше порядок такой:
- Автор указывает все необходимые параметры тиража и оплачивает заказ.
- На электронную почту приходит письмо от сервиса с подтверждением. Затем еще одно, чтобы автор подтвердил правильность макета книги.
- Книга отправляется в печать, которая может занять до 10 рабочих дней.
- Курьер доставляет заказ до двери.
Я выбрал формат А5, черно-белую печать на офсетной бумаге 80 г/м² и мягкую ламинированную обложку.
Для начала решил заказать тестовую партию — 50 экземпляров, чтобы проверить качество результата. И правильно сделал: позже я нашел в книге несколько опечаток — пришлось исправлять. Затем решил убрать аннотацию с задней обложки, потому что без нее смотрится симпатичнее. Плюс ко всему после выхода печатного тиража мы с Тимуром еще раз отредактировали текст — расставили кое-где новые акценты. Поэтому сейчас самая свежая версия — электронная.
За 50 печатных экземпляров книги я заплатил 9510 ₽, включая доставку курьером в Санкт-Петербург. В то время я был еще в Южной Америке, поэтому заказ принимал мой приятель. Свою книгу я смог подержать в руках только через год — в начале 2019, когда добрался до России.
Часть экземпляров я подарил знакомым, восемь книг разыграл в конкурсе на «Лайвлибе», часть продал.
Продвижение
Это один из самых важных и дорогостоящих этапов: при хорошей рекламной кампании можно продать миллионы экземпляров любой, даже некачественной книги. С другой стороны, каким бы гениальным ни было произведение, без продвижения о нем просто никто не узнает.
«Ридеро» предлагает пакеты по продвижению в интернете и соцсетях. Сервис также может представить экземпляры книги на книжных выставках, на полках офлайн-магазинов: «Москва», «Читай-город», «Буквоед». Максимальный пакет по продвижению стоит 70 000 ₽. Также можно заказать создание аудиокниги, буктрейлера — рекламного видеоанонса, перевод книги на разные языки.
За продвижением также можно обратиться в другие издательства и агентства, например «Перо» или «Прайм-паблиш». Расценки такие: 3000 ₽ — публикация в соцсетях, 5000 ₽ — рекламная кампания в интернете, 8000 ₽ — публикация на рекомендательном сервисе.
Если бюджет на продвижение отсутствует и нет собственной аудитории и подписчиков, то придется делать все с нуля и надеяться, что сработает сарафанное радио. Как минимум нужно обозначить себя в социальных сетях, также не помешает создать авторскую страничку или сайт книги.
Я делал сайт своими руками: образование позволяет. Дизайн выбрал минималистичный — в соответствии с книгой. Указал краткую информацию об авторе и книге, оставил ссылки для ее бесплатного скачивания, чтения онлайн и отзывов. За домен я плачу 1290 ₽ в год, а за хостинг — 1400 ₽.
Группу во «Вконтакте» и свой инстаграм я постарался оформить в том же стиле. На момент публикации книги у меня было более 25 тысяч подписчиков, но, к сожалению, только немногие из них были русскоговорящими. Чтобы как-то раскрутить книгу, я даже перевел первую главу и опубликовал ее частично на английском и испанском языках на Wattpad — международной социальной платформе, где можно делиться своими историями. Но дело оказалось слишком трудоемким, поэтому целиком книгу я решил не переводить, а начать работать над второй.
Отзывы на книгу я собираю в сообществе «Лайвлиб».
Сколько можно заработать на книге
Теоретически писатель может разбогатеть, и подобные примеры существуют. Так, журнал «Форбс» ежегодно выпускает рейтинг самых оплачиваемых авторов. Первое место в 2019 году заняла Джоан Роулинг с 92 млн долларов. Ее основные поступления были от тематических парков, театральных постановок и авторских прав на фильмы.
В России ситуация скромнее. Средний тираж книги у нас составляет 2—3 тысячи экземпляров, и с каждым годом этот показатель ухудшается. Вопреки мнению, что наша страна — самая читающая в мире, книги регулярно читает менее 10% населения. Для сравнения: в Японии, где людей на 20 млн меньше, средний тираж книги — 50—70 тысяч экземпляров.
Так что если метите в долларовые миллионеры, то стоит писать на английском языке: охват аудитории будет максимальным.
Кроме того, стоимость книжной продукции в России гораздо ниже, чем на Западе. Средняя цена книги никак не может превысить психологическую планку в 300 ₽. Даже за билет в кино россияне готовы платить в два раза больше, чем за книгу.
Поэтому отчисления с продаж, роялти, а также авторские гонорары в России находятся на низком уровне. Начинающему писателю вряд ли предложат за книгу более 25 000 ₽. Его роялти составят не более 10% от ее отпускной цены, которая, как правило, в 3—4 раза ниже той, по которой она реализуется в магазине.
При самостоятельной публикации произведения автор исключает посредников и может добиться профита в 15—50% с экземпляра, но в этом случае придется раскручивать произведение своими силами. На это, как правило, уходят огромные усилия и бюджет.
С момента электронной публикации в 2018 году мою книгу купили 21 раз: 12 — через магазин «Ридеро», 8 — через «Литрес» и 2 — через «Амазон». С «Букмейта» и «Озона» не приходило ничего. Общий размер моих роялти не превысил 1000 ₽.
Помимо этого, я продал 16 бумажных экземпляров книги. За вычетом отправки по почте и себестоимости книги чистыми выходило около 150 ₽ — всего 2400 ₽. Но у меня и нет цели монетизировать книгу, главное — поделиться своей историей.
Подводные камни на пути писателя
Творческие блоки. На писательском пути затыки случаются часто: пропадает вдохновение, мотивация. Не знаешь, о чем дальше писать, — сидишь полдня над одной строчкой, редактируя ее по десять раз. В один день кажется, что вроде получается неплохо, а в другие уже ничего не нравится и хочется все бросить.
В таких случаях нужно сделать перерыв. Абстрагироваться, переключиться на другую деятельность, поиграть в компьютерные игры — делать все, что позволит на время забыть про книгу. Например, я нередко садился на несколько дней играть в пошаговую стратегию «Цивилизация 5» — больше мой компьютер не тянет.
Даже в такие моменты книга пишется — работа продолжается на бессознательном уровне. Я считаю, что писательство — это не только предельная концентрация, но и умение отпустить процесс. Важно не то, сколько времени ты посвящаешь книге, а сколько раз возвращаешься к ней со свежим взглядом и новыми силами.
Также у меня случались мрачные полосы по несколько недель, когда ничего не получалось, а мотивация была на нуле. Тогда я откладывал рукопись и искал вдохновение в путешествиях и книгах. Просто брал по несколько произведений авторов, которые мне нравятся, например Кастанеды, Маркеса, Бунина, Хемингуэя, Гессе. Либо книги, где мне по душе стиль. Так я заряжался текстом, его образностью и ритмом. Потом, когда садился за свою книгу, уже был настроен на нужную волну.
В начале писательского пути я относился к книге так, будто от нее зависит моя жизнь. В какой-то момент я стал воспринимать все проще: понял, что даже если не напишу ее, то жизнь продолжится. Это осознание расслабило меня. Поэтому потом никаких дедлайнов я себе не ставил и не переживал по этому поводу.
Я стараюсь работать в комфортном для себя ритме и приятной атмосфере. Когда я захвачен идеей, то могу работать ночами. Неоднократно я просыпался от того, что мне в голову приходила какая-то творческая мысль, а вместе с ней — заряд бодрости. Я вставал, заваривал чай мате, включал приятную музыку и садился за текст. Спал по 4—5 часов и в таком режиме иногда проводил несколько недель.
Критика. Всегда приятно видеть, что люди погрузились в книгу и прониклись ею, отметили какие-то цитаты. Понимаешь, что встретил единомышленников, твое произведение услышали и поняли, часто даже глубже, чем ты мог ожидать. Это радует.
Другая часть читателей не прониклась моим творчеством. Это тоже нормально: просто книга не их либо попала в руки не в тот момент.
Но существует третья категория читателей, которые мочат автора по полной: пишут злые комментарии и ставят произведению минимально возможную оценку. И мне до сих пор непонятно, почему книга, на которую я потратил столько времени и сил, куда вкладывал светлое послание и которую раздаю бесплатно, может вызывать такую резкую реакцию.
Книга как ребенок, и любую критику воспринимаешь болезненно. Очень важно, чтобы это не подкосило мотивацию. Во всяком случая для меня это было сложным психологическим испытанием.
Итоги
Когда я писал книгу, то был в непрерывном путешествии. Серьезно занялся ею в начале 2016 года и закончил финальную рукопись в конце 2017 года. То есть на создание ушло два года. Опубликовал книгу еще через полгода — 28 мая 2018 года.
Это вполне обычный срок: чтобы написать книгу, у большинства авторов уходит от шести месяцев. Конечно, есть примеры, когда книгу заканчивали за несколько недель или месяц. Например, Достоевскому пришлось за 26 дней написать роман «Игрок», чтобы расплатиться с долгами. Но в большинстве таких случаев у автора уже есть какие-то наработки. В противовес этому существует пример Гете, который работал над «Фаустом» всю свою жизнь.
- 28 300 ₽
Я максимально все делал своими руками, поэтому потратил на издание книги 28 300 ₽ и уложился в обозначенный для себя бюджет в 30 000 ₽.
Потратил на издание книги 28 300 ₽
Печать 50 экземпляров книги | 9510 ₽ |
Ноутбук | 7600 ₽ |
Редактор | 5000 ₽ |
Рецензент | 3500 ₽ |
Хостинг сайта | 1400 ₽ в год |
Домен | 1290 ₽ в год |
Потратил на издание книги 28 300 ₽
Печать 50 экземпляров книги | 9510 ₽ |
Ноутбук | 7600 ₽ |
Редактор | 5000 ₽ |
Рецензент | 3500 ₽ |
Хостинг сайта | 1400 ₽ в год |
Домен | 1290 ₽ в год |
Я сэкономил на корректуре 6600 ₽, на верстке — 990 ₽, на оформлении лицевой обложки — минимум 2900 ₽, а на обратной стороне книги — еще 1000 ₽. Если бы не делал сайт самостоятельно, то потратил бы еще как минимум 5000 ₽. Также мне очень помог Тимур: я заплатил 5000 ₽ вместо 19 200 ₽ по тарифу «Ридеро». Итого экономия составила минимум 40 690 ₽. Считаю, что мне повезло.
Если вы решите нанимать подрядчиков, то в зависимости от объема произведения на допечатную подготовку стоит закладывать 15 000—25 000 ₽, на печать тиража — от 15 000 ₽, на раскрутку — от 20 000 ₽. Но это мои грубые прикидки.
Финансовую отдачу от книги мне оценить тяжело, так как такая цель не стоит. На данный момент она составила около 3300 ₽. Возможно, за остаток жизни накапает больше. Но главное — это опыт: я смог поделиться своей историей, прожил яркий путь и, по сути, освоил новую профессию. Благодаря этому встретил друзей и единомышленников.
Помимо денег и времени я потратил много эмоциональных сил, прошел все состояния — от блаженства до полного отчаяния.
Несмотря на все трудности, осенью 2018 года, после путешествия в Никарагуа, я взялся за вторую книгу. Возможно, на этот раз мое послание достигнет большего числа людей. Обе книги построены таким образом, что их можно читать в любой последовательности, и каждая из них углубляет историю другой.
Первые две главы новой книги снова про Таиланд и подпольную жизнь Бангкока. Одна глава — про пустыню Сахару, в 2015 году я пересек ее по земле. Еще одна глава освещает революцию 2018 года в Никарагуа, а другая посвящена Чили — моей любимой стране в Южной Америке.
Что касается нового печатного издания «Из декабря в Антарктику», я планирую сделать его одновременно с выходом второй книги. Возможно, в будущем получится опубликовать их в одном томе. А может, к тому времени появятся новые идеи, и я уже возьмусь за третью книгу.
Стану ли я кому-то советовать взяться за свою книгу? Безусловно, да. Я убежден, что писательство — это магический процесс, который никогда не получится до конца объяснить. Каждый человек, у кого достаточно целеустремленности и есть желание выразиться, поделиться чем-то позитивным, должен попробовать реализовать задуманное.
Написание книги — это психотерапия, честный диалог с самим собой. Когда проводишь много времени один, то пытаешься разобраться в мыслях и чувствах, переосмысливаешь их и узнаешь себя с другой стороны. Кроме того, это опыт, который может изменить человека. Для меня создание книги стало самым ярким путешествием в жизни, хотя я объездил почти весь мир.