Свои первые венские стулья 1960-х годов я нашла у подъезда. Сейчас они как новые и стоят по 6000—7500 ₽.
Я живу в Туле, работаю журналистом и до 2020 года ничего не знала о реставрации мебели. Но во время пандемии привела в порядок пару тех самых венских стульев, и с тех пор реставрация — мое хобби.
Я не умею перетягивать крупную мягкую мебель и менять пружины, поэтому диваны и пружинные кресла меня не интересуют. Еще я не люблю тяжелые шкафы и массивные диваны в духе сталинского ампира. По стилю мне ближе деревянная мебель 1960-х годов из Чехословакии, Румынии, Польши и ГДР — ее я и реставрирую. Это комоды на тонких ногах, миниатюрные прикроватные тумбочки, негромоздкие трюмо, невесомые буковые кресла со съемными подушками, венские стулья и журнальные столики с красивым шпоном.
За два года я отреставрировала восемь таких предметов, еще семь сейчас в работе. Что-то я оставлю себе, что-то отдам родителям, а что-то продам.
Расскажу, за что я люблю мебель советских лет, где я ее ищу и как реставрирую.
Что привлекло меня в первых венских стульях
Я уже упоминала, что моя любовь к реставрации началась с работы над стульями, которые соседи выставили у подъезда. Я поняла, что это наследники выносят хлам из квартиры бабушки, которая недавно умерла. Они подтвердили, что стулья пойдут на помойку.
Состояние стульев было на троечку: лак растрескался и местами сильно вытерся, деревянные спинки засалились и почернели, а ножки внизу стерлись. Одно сиденье было сломано, а на другом был большой темный круг. Наверное, там стоял горшок с цветами и вода из поддона вытекала прямо на стул.
Но я все равно забрала два стула из трех: они были крепкие и не шатались. Я оставила только стул с дырой в сиденье, но сейчас я бы забрала и его. Ведь теперь я знаю, как заделать такую дыру и обтянуть сиденье тканью.
Стулья были венскими — так называют деревянную мебель изогнутых форм. Ее производят с 1842 года, когда австрийский мастер Михаэль Тонет начал изгибать бук с помощью пара. С тех пор венские стулья были популярны во всем мире, а в советские годы их выпускали в странах Восточного блока: ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии.
Дома я села на один из стульев и поняла, за что их так любили: они были невероятно удобными. Вот я и решила сохранить эти стулья и когда-нибудь привести в порядок.
Как я реставрировала первые стулья
Стулья два года хранились в подвале дома свекрови. А когда ввели локдаун, я решила их обновить. Я не знала, с чего начать, поэтому просто вбивала в поиск фразы вроде «реставрация мебели» и «реставрация советского стула». А потом читала все форумы подряд и смотрела видео на «Ютубе». Позже я убедилась, что лучше всего учиться на опыте: наблюдать, как ведет себя тот или иной инструмент и как счищается покрытие. Но для начала мне было достаточно знаний с форумов и «Ютуба».
Я поняла, что почти всю реставрацию смогу сделать сама: я не боюсь пыльной и нудной работы и не ношу длинные ногти. Муж понадобится только там, где нужна грубая физическая сила. Например, чтобы открутить старые болты, разобрать и собрать мебель.
Супруг разобрал мои стулья, а я зачистила их от старого покрытия. Это было тяжело: специальных инструментов у меня тогда не было, я пользовалась наждачной бумагой разной зернистости. Руки с непривычки болели, и на очистку одного стула у меня ушло пять дней. Причем я так и не добилась эффекта чистого светлого дерева: за десятки лет покрытие слишком глубоко впиталось в его структуру.
Затем я отшлифовала стулья мелкозернистой наждачкой и покрыла новой морилкой — составом, который защищает дерево от плесени и придает ему цвет. Выбрала оттенок «дуб». А затем нанесла в три слоя финишный акриловый лак. Это заняло еще около десяти дней, работала я примерно по четыре часа.
В целом результат меня порадовал: стулья выглядели просто отлично. А сам процесс реставрации меня очень захватил. Я бы сравнила его с возрождением феникса: еще недавно стулья были старыми и страшным — и вдруг они словно только что с фабрики, чистые и гладкие.
В этот момент я поняла, что больше не хочу обставлять новую квартиру мебелью из массмаркета. Ведь у столов, стульев и комодов 1950—1960-х годов гораздо больше преимуществ. Рассказываю, чем меня привлекают такие вещи.
За что я полюбила мебель 1950—1960-х
Я много читала о мебели того периода и рассматривала предметы, которые уже были в моей квартире. Так поняла, что ее главные преимущества — качество, оригинальность и то, что она не выходит из моды.
Качество. До начала 1970-х годов мебель делали из натурального бука, дуба или березы — она была экологичной и прочной. Иногда еще использовали стекловолокно, тогда оно было инновационным. А отделывали красивым шпоном карельской березы, красного дерева и ореха. Шпон — это тонкая деревянная пластина, которая сохранила естественный рисунок дерева.
Потом вместо буковой основы стали использовать прессованную стружку, фанеру и даже прессованный картон. Так делают и до сих пор, а вместо шпона мебель часто отделывают пластиком, пленкой ПВХ, акрилом или эмалью. Через несколько лет она начинает шататься, дверцы перекашиваются, петли вываливаются, а ящики перестают задвигаться. Еще мебель может распухнуть, если на нее попадет вода. Такое качество меня не устраивает.
Оригинальность. Предметы интерьера, которые выпускали раньше, оригинальные и самобытные, со своим характером и особенностями. Например, сейчас у меня дома ждет реставрации комод 1960-х годов с необычными дверцами: они раскрываются гармошкой. Я не видела в магазинах ничего подобного.
Я слышала, что дизайнеры все чаще добавляют в новый интерьер подобные предметы даже без реставрации. Это придает помещению шарм и напоминает о прошлом.
Цикличность моды. То, что было актуально десятки лет назад, сейчас возвращается в наши дома. В «Икее» и «Заре-хоум» я видела комоды, журнальные столы, стулья и шкафы со знакомыми формами и линиями.
По дизайну многие вещи напоминали мебель 1960-х, но были не из массива. Так что старая мебель — не значит старомодная. Скорее наоборот.
Где я ищу мебель
Пока мне удавалось найти вещи для реставрации только на «Авито» и на помойке. Это не считая тех, что уже были у меня дома. Но на всякий случай я расскажу и о других способах поиска.
На «Авито» я открываю категорию «Мебель, интерьер» и смотрю все объявления в своем городе.
Цены на мебель до 1960-х высокие: венские стулья без реставрации можно купить в среднем за 1500 ₽, стул из бука дизайнера Антонина Шумана — за 7000—17 000 ₽, а комод из дерева — за 6000—20 000 ₽ в зависимости от производителя.
Дело в том, что такой мебели с каждым годом все меньше, ведь многие ее просто выбрасывают, а на остальное растет спрос и цена. К примеру, польский комод, который я переделала летом 2020 года, можно было продать без реставрации за 10 000 ₽. А летом 2021 года — уже за 28 000 ₽.
Но изредка люди отдают старую мебель совсем дешево или вообще бесплатно — просто по незнанию. Тогда интересные экземпляры уходят очень быстро. Например, как-то я видела объявление о продаже старинного буфета с роскошным ореховым шпоном всего за 5000 ₽. Его купили через пару недель — и это еще долго. Порой объявление пропадает через несколько часов.
Мне несколько раз везло. Например, как-то я купила на «Авито» три стула производства ГДР из гарнитура «Гера»: мне нравятся их изящные линии и удобство. Они стоили всего по 3000 ₽ и были в потрепанном состоянии. Но дерево было без трещин, и я увидела в них потенциал.
Через «Авито» ко мне попал и каркас чехословацкого букового кресла «Лигна». Эта модель удобна тем, что чехлы на подушках можно менять по настроению — и кресло выглядит совсем иначе.
Цена такого кресла после реставрации — 25 000—35 000 ₽, а я отдала всего 3300 ₽. Хотя обычно подобные каркасы стоят втрое больше.
Комод с дверцами-гармошками я тоже купила на «Авито» всего за 3000 ₽. Он весил почти 30 кг, но продавался совсем рядом, и мы с мужем довезли его до дома на садовой тележке.
В остальном на «Авито» нужно быть готовыми оплатить транспортировку мебели. Цена зависит от места, которое мебель займет в грузовой машине, и от района доставки. В Москве это 1500—4000 ₽. А в Туле я пока ни разу не заказывала доставку.
Открытые помойки внимательно разглядывают все, кто занимается реставрацией, и я не исключение. Но пока я нашла там только советский письменный стол необычной формы. Мы с мужем увезли его домой на тележке, а потом продали за 700 ₽. Стол оказался фанерным и не был нам интересен, поэтому мы его не реставрировали.
Но с помойками нужно быть осторожным. Например, как-то я увидела возле мусорного бака покосившийся венский стул. На моих как раз не хватало оригинальных креплений, и я решила открутить их от этого стула. Но было темно, лил дождь, и я не успела осмотреть его, а просто взяла с собой.
Когда я поднесла стул к дому, то обомлела: под сиденьем пряталось множество маленьких тараканов. Я их очень боюсь, поэтому бросила стул и убежала. Меня трясло, и дома я перестирала всю одежду, в которой ходила за стулом. Но на следующее утро я вооружилась высокими резиновыми перчатками, отверткой и пошла откручивать нужные болты.
В общем, мой совет: если увидели на улице интересный предмет мебели, хорошо осмотрите его, прежде чем забрать. Там могут быть клопы или тараканы.
Знакомые и соседи. Если повезет, что-то из мебели можно попросить у знакомых, которые делают ремонт и избавляются от ненужных вещей. Но пока мне отдавали только две прикроватные румынские тумбы и трюмо с ореховым шпоном из того же гарнитура. Я их еще не реставрировала.
На зарубежных барахолках вроде «Ибэя» я тоже пока ничего не покупала. Там почти не продают убитую мебель, а на отреставрированную слишком высокие цены. Например, сет из трех-четырех чешских стульев может стоить 1000 $ (81 375 ₽).
Будь я коллекционером, я бы искала на барахолках по-настоящему уникальные вещи от известных дизайнеров. Например, от чехословацких мастеров Итона Собеслава, Антонина Шумана и Джиндрича Халабала — их изделия сейчас даже стоят в музеях. А некоторые предметы от этих дизайнеров были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Они были геометричными, эстетичными и обратили на себя внимание. Сейчас подобные экземпляры ищут по всему миру.
Как я выбираю мебель для реставрации
Я несколько лет просматриваю объявления на «Авито», слежу за профессиональными реставраторами и смотрю работы дизайнеров в Ad Magazine. Так начала разбираться, какие вещи качественные, а какие — ширпотреб.
Сейчас при выборе я обращаю внимание на материалы и общее состояние вещи.
Материалы. Я не буду тратить время на фанерные стулья: скорее всего, они ничего не стоят. По этой же причине я избавилась от фанерного стола, который нашла на помойке. А вот чехословацкие кресла из фанеры очень удобные. Такие можно продать в среднем за 5000 ₽ или поставить дома.
Но самый беспроигрышный вариант — мебель из массива дерева. Особенно ценятся бук и дуб с отделкой из шпона редких пород, например ореха, или капа.
Состояние. Если у мебели есть серьезные дефекты — сломанные ножки, глубокие трещины в дереве, сколы шпона, — обновить ее будет сложно. Например, чтобы заделать большую трещину, понадобится смазать ее края столярным клеем, с силой соединить, а потом зажать струбцинами — зажимами, — чтобы не разошлись. Сделать это в одиночку непросто.
Если дерево не пострадало и у мебели только порвана обивка или потрескался лак, это ерунда. Дерево можно почистить, обивку заменить на новую, а лак счистить и обновить.
Например, так я выбрала самые первые венские стулья: они были крепкие, без сколов и не качались. У стульев из гарнитура «Гера» я тоже увидела потенциал: дерево было без проблем и трещин.
Как я реставрирую мебель
Я реставрирую мебель в несколько этапов:
- Муж разбирает предмет.
- Я счищаю с него старое покрытие и шлифую.
- Муж собирает предмет.
- Я наношу финальное покрытие.
- Если надо — обтягиваю тканью или заказываю подушки.
Я никогда не обновляю мебель в квартире, потому что это пыльный и шумный процесс. Например, когда я снимаю покрытие и шлифую дерево, все вокруг покрывается мелкой древесной пылью. А растворять лак смывками еще и опасно: можно надышаться ядовитыми испарениями и отравиться.
Поэтому летом работаю на участке частного дома свекрови, а в холодное время года — в его теплом подвале. Жаль, что у меня нет гаража: он бы тоже подошел для реставрации.
Дальше расскажу подробнее про все этапы своей работы.
Разборка. Работать с собранной мебелью неудобно, ведь нужно очищать каждую деталь. Поэтому сначала муж ее разбирает — откручивает болты отверткой.
Часто от времени болты застревают и не выходят из креплений. Здесь помогает универсальная смазка WD-40 — она стоит около 500 ₽ за 400 мл. После нее болты поддаются. Эта же смазка предотвращает появление ржавчины на железе.
Затем мы открываем порванную обивку, выбрасываем подушки с рассыпавшимся поролоном, и я приступаю к очистке.
Очистка. Покрытие мебели обычно в плохом состоянии, но чтобы нанести новое, его нужно сначала счистить.
Я уже упоминала, что первое время у меня не было никакого оборудования для очистки, поэтому я снимала старый лак наждачной бумагой разной зернистости — 80 или 120. Тщательно счищала все царапины, черные следы и слои жира на спинках стульев. Это было тяжело, болели спина и руки. Причем почистить дерево до первоначального состояния мне так и не удалось: кое-где проглядывал цвет старого покрытия.
Позже я купила шлифмашину «Интерскол». Не помню, сколько она стоила, но сейчас такая обойдется в 3500—5000 ₽. С ней счищать лак быстрее и проще, но приходится постоянно покупать шлифовальные круги разной зернистости. Один стоит около 25 ₽, они быстро расходуются. Иногда на одну ножку уходит две-три штуки.
Со временем я поняла, что даже шлифмашина очищает только старый лак на стульях. Его слой тонкий, и от времени он часто трескается и слезает. А вот лак на полированной мебели, например комодах, совсем другой: его кладут толстым слоем. Шлифмашина с ним не справляется, поэтому нужны химические смывки, строительный фен и цикля — остро заточенный кусок металла.
Смывки, или удалители краски, растворяют старый лак. Их очень много, но я предпочитаю авиационные APS в стеклянных бутылках по 500 мл. Одна стоит около 400 ₽, а расход обычно большой. Например, чтобы очистить комод, нужно примерно пять бутылок, а на стул уйдет одна-две.
Смывки сильные, ядовитые и обжигают кожу даже через толстые резиновые перчатки. Поэтому я работаю осторожно: стараюсь, чтобы на перчатки попадало как можно меньше средства.
Строительный фен нагревает лак до состояния вязкой смолы, и лак счищается, как паста, с помощью цикли. Обычный фен не подойдет: он слишком слабый. А строительные стоят от 1000 до 42 000 ₽ в зависимости от бренда и функций.
Если я соберусь покупать такой фен, то буду смотреть, чтобы в нем было много насадок: они позволяют нагревать определенную площадь или направлять теплую струю в узкое место. Еще считаю, что пригодятся разные режимы нагрева.
Но пока я пользуюсь феном свекрови: раньше у нее был частный дом и она использовала его в хозяйстве. Фен сильно ускоряет и облегчает мою работу. Правда, от нагрева некоторые виды лака превращаются в липкую субстанцию и сильно тянутся. Или дымят и воняют от высокой температуры. Поэтому у меня под рукой всегда есть металлическое ведро, в которое можно быстро скинуть дымящийся лак.
После того как я растворю и счищу лак циклей, дополнительно шлифую поверхность шлифмашиной. А чтобы убрать мелкие недочеты дерева, например сколы или небольшие вмятины в шпоне, использую мебельный воск. Небольшой брусочек весом 9—10 г стоит около 300 ₽.
Сборка. Перед тем как наносить новое покрытие, муж заново собирает мебель.
Делать наоборот нежелательно: можно случайно ободрать свежий лак — например, если соскочит отвертка. Хотя некоторые мастера покрывают изделия маслом или лаком в разобранном виде.
Финишное покрытие. Очищенные и собранные изделия я покрываю морилкой и лаком или маслом-воском. Изредка — крашу. Делаю это в резиновых или тканевых перчатках.
Морилка защищает дерево от плесени и дает ему цвет. Без нее оно будет бесцветным. Она бывает разных оттенков, под разные виды дерева. Мне нравятся водные морилки: они без запаха и легко смываются с рук или других поверхностей. Бутылка объемом 500 мл стоит в районе 100—150 ₽. Каждый слой сохнет 4—6 часов.
Лак наносится на морилку, он придает мебели блеск и защищает от влаги. Стоит от 1000 ₽ за литр. Я люблю матовые акриловые лаки: они быстро сохнут и не пахнут, поэтому их можно использовать дома. Еще они выдерживают большую влажность. Но если такой лак будет старым, то даст дереву белый цвет, так что нужно смотреть срок годности.
Иногда я использую яхтный лак: он выдерживает высокую влажность и у него большая износостойкость. Но такой лак всегда в баллонах и сильно разбрызгивается в разные стороны. Поэтому с ним можно работать только на улице, иначе все помещение будет в мелких брызгах. Еще у него резкий запах, и каждый слой долго сохнет — примерно сутки.
Мне нравится и масло-воск «Осмо». Оно обходится примерно в 4000 ₽ за 0,75 л, зато его можно сразу наносить на дерево — без слоя морилки. Оно глубоко проникает и тоже защищает дерево. А еще подчеркивает структуру волокон.
Оттенок финишного покрытия зависит от первоначального цвета мебели. Если старый пигмент глубоко въелся в структуру дерева, лучше подбирать покрытие подобного тона или темнее. Так на изделии не будут просвечивать участки прежнего цвета. Например, темно-коричневые места не стоит покрывать оттенками вроде «березы» или «сосны». Лучше подойдут «дуб», «палисандр» или «красное дерево».
Набивка. На сиденьях и спинках кресел я заменяю поролон и синтепон и обтягиваю их новой тканью. У меня нет швейной машины, так что мне помогает девушка, которая реставрирует в Туле мягкую мебель. Она же прикрепляет ткань к сиденью мебельным степлером.
Я не знаю, сколько обычно стоят ее услуги: пока я обращалась к ней всего раз и она не взяла с меня денег. Это потому, что мы разговорились и я рассказала, что вступила в реестр доноров костного мозга.
Но ткани и поролон для подушек на кресло я покупала. Отдала около 7000 ₽.
Сколько нужно времени и денег на такое хобби
Когда я берусь реставрировать предмет, никогда не знаю, сколько времени на него уйдет. Иногда обычный стул отнимает целую неделю, потому что после очистки выявляются сильные дефекты. Но в целом на стул уходит несколько дней, а на кресло или тумбу — до двух недель. Это с учетом, что я реставрирую в свободное время, по три-четыре часа в день.
Денежные расходы на реставрацию тоже непредсказуемы. Случается, что в процессе всплывают проблемы, которых сразу не замечаешь. Например, не хватает креплений и приходится докупать болты. Или обнаруживаются микротрещины, которые нужно заделывать или склеивать.
Но это мелочи и разовые расходы. Если же вы собираетесь реставрировать постоянно, то на начальном этапе рассчитывайте примерно на 10 000—15 000 ₽. В эту сумму входят шлифмашина с кругами, морилки, строительный фен, наждачная бумага, смывки, финишный лак или масло с твердым воском. Расходники потом придется покупать случая к случаю.
А вот для профессиональной переделки сложной мебели нужно больше денег. Например, одно только устройство для переклейки шпона может стоить от 50 000 ₽.
Что мне дает реставрация
Пока реставрация для меня — просто хобби, а не способ заработка. И почти всю обновленную мебель я оставляю себе или отдаю родителям. Например, польский комод уехал жить к моей маме, а на своей кухне мы поставили венские стулья. В гостиной же будут стоять стулья «Гера». К слову, они еще дороже венских: после реставрации их цена на «Авито» от 16 000 ₽.
Мне приятно пользоваться мебелью, которая обновлена моими руками. Я же помню, какой она была страшной и неказистой, а благодаря мне снова стала красивой. Еще мне нравится показывать знакомым, что старые вещи достойны новой жизни. Это один из принципов осознанного потребления.
Я уверена, что каждый новый навык дает нам возможность развиваться и, возможно, зарабатывать в будущем. К примеру, реставрация добавляет к цене изделия минимум половину первоначальной стоимости. Допустим, убитый чешский венский стул можно найти за 1000 ₽, а стул без трещин, но с потертостями — за 2500—3000 ₽. Отреставрированный венский стул можно продать за 6000—7500 ₽. С обивкой — за 9000—15 500 ₽. Возможно, однажды реставрация станет моей основной профессией.
Если решитесь на реставрацию
- Если только хотите попробовать себя в реставрации, возьмите сначала небольшой предмет — стул или небольшую тумбу.
- Подготовьте помещение: желательно все делать в гараже или на улице, можно на балконе. Так в комнатах не будет пыли от очистки дерева.
- Купите шлифовальные круги крупной и мелкой зернистости для первичной и вторичной обработки дерева.
- Шлифовать вручную долго, не везде удастся хорошо счистить лак. Но зато получится сэкономить на шлифмашинке.
- Чтобы придать тон дереву, используйте морилку и финишное покрытие в виде лака либо недорогое масло с твердым воском. Оттенок подбирайте исходя из личных предпочтений и изначального цвета изделия.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga