Я вместе с командой выпустил комикс о Человеке-пауке из Сибири за 250 тысяч рублей

Художник Евгений Зубков — о том, как заработать на NFT и попасть на билборды в Токио
13
Я вместе с командой выпустил комикс о Человеке-пауке из Сибири за 250 тысяч рублей
Аватар автора

Евгений Зубков

придумал Северного Паука

Страница автора
Аватар автора

Наташа Лобачёва

замерзла, пока училась стрелять паутиной

Страница автора

В 2018 году завирусились мои мемные работы о России будущего — летающие жигули и кибердед с киберкоромыслом.

Моя аудитория выросла, а крупные бренды стали предлагать коллаборации. Постепенно арты становились более осмысленными. Некоторые из них даже побывали на выставках в Лос-Анджелесе и билбордах в центре Токио.

В 2020 году я понял, что у меня достаточно навыков для осуществления детской мечты: создания собственной версии Человека-паука. Спустя три года мы с командой реализовали эту идею в формате комикса — и уже опубликовали первый номер.

Рассказываю, как мне удалось выйти на международный рынок и почему Северный Паук отлично дополнил бы мультивселенную Marvel.

Как я начал заниматься творчеством и пришел к российскому киберпанку

Я родился в 1995 году в Алейске — маленьком закрытом военном городке в Сибири. Зимы там были холодные, и из развлечений у меня была только кассета с мультсериалом «Человек-паук» 1994 года. Тогда кассет в принципе было мало — из-за высокой цены и ограниченного тиража. Поэтому мы с мамой знали сериал наизусть.

После очередного просмотра я подходил к окну и размышлял, смог бы этот супергерой выжить в Алейске. Каким бы был Паук, который никогда не видел небоскребов.

Тогда и зародилась идея комикса. Но реализовал я ее только в 2020 году.

Один из первых артов по «Северному Пауку» — комната главного героя
Один из первых артов по «Северному Пауку» — комната главного героя

Я рисую с детства. Одно время увлекался граффити, пытался рисовать комиксы. Но тогда считал, что творчество — это хобби, а работу нужно искать «нормальную». Поэтому пошел учиться на юриста в техникум. Постепенно осознал, что на «нормальной работе» просто не выживу. Нужно искать что-то свое.

В художественную школу я никогда не ходил. Мне казалось, что учителя развивают шаблонное мышление и убивают свободу творчества. Рисование натюрмортов казалось самым скучным занятием на свете. Я и сейчас так думаю.

Но для поступления на факультет дизайна пришлось в сжатые сроки осваивать основы академического рисунка и живописи. Самому это сделать практически нереально. Я выбрал учебу в мастерской у местного пожилого художника. Он был единственным человеком в городе, кто мог мне помочь. Художник оказался отличным мастером, но к тому моменту уже практически оглох. А еще имел очень своенравный характер.

В его мастерской я рисовал постановки часами напролет и пытался общаться с ним жестами. Он, прищурившись, смотрел на мои работы и говорил: «Женя, ты мой самый тупой ученик. Иди дальше гири тягай, художником тебе вряд ли стать».

Наверное, в его словах была доля истины. Ведь у меня долгое время отсутствовало пространственное мышление, понимание формы и перспективы. Мы часто ругались, но его слова стали мощной мотивацией. Мои красные глаза переполнял адский гнев. Я врубил берсерк-режим и поставил себе цель любой ценой научиться рисовать и сдать экзамены. В итоге сдал на 97 баллов, пусть и ценой адского стресса. Но приобретенные тогда навыки помогают мне до сих пор.

В 2014 я поступил на факультет графического дизайна в ЮФУ. Образование дало мне хорошую базу академического рисунка, а также понимание композиции, цвета, стилизации. Параллельно с учебой начал брать первые заказы. Разрабатывал логотипы, рекламные макеты, рисовал принты для одежды, эскизы татуировок, даже расписывал стены. В процессе осознал, что иллюстрация мне ближе дизайна.

Окончательно я это понял во время работы над дипломным проектом — артбуком по русским сказкам. Всегда считал, что русский фольклор имеет большой нереализованный потенциал. На его основе можно создать полноценную фэнтезийную вселенную. Это я и пытался отразить в своих первых серьезных иллюстрациях. Но они не имели особого успеха.

«Василиса». Образ навеян работами Ивана Билибина
«Жар-птица»
«Змееборец»
«Кощей Бессмертный»

Еще в тот период я увлекся каллиграфией. Разработал собственный стиль на основе славянской вязи. Через пару лет, в 2020 году, эти буквы украл Первый канал для оформления одного из своих сериалов.

Вышел большой скандал, и я получил хороший прирост аудитории. Но в суд так и не подал.

Сверху — логотип сериала «Ученица Мессинга», 2020 год. Снизу — мои арты, 2015 и 2018 годы
Сверху — логотип сериала «Ученица Мессинга», 2020 год. Снизу — мои арты, 2015 и 2018 годы

Параллельно с учебой я делал вместе с друзьями 2D Among Us — российский арт-проект с элементарной концепцией. Мы переносили персонажей поп-культуры в российскую обыденность с помощью фотошопа.

Картинки получались такими атмосферными, что вирусились по всему миру. На нас обратили внимание японские телеканалы и американский Cartoon Network. Это было очень неожиданно. Но идея быстро изжила себя, появилось множество подражателей. Мы решили двигаться дальше.

Cartoon Network разместил этот арт с героями Adventure Time в своих соцсетях
Cartoon Network разместил этот арт с героями Adventure Time в своих соцсетях

В 2017 году мы с художниками Львом Переулковым и Андреем Кочергиным, а также фотографом Виктором Могилатом создали арт-проект MXD. Мы делали изображения в стилистике современного сюрреализма, зачастую на остросоциальные темы. В рамках этого проекта я начал экспериментировать с темой российского киберпанка и выпустил серию работ Russia2046.

Наши работы стали популярными, а MXD получил звание «Проект года» на мероприятии VK Content Day. Но вскоре каждый из нас решил заниматься сольным творчеством и мы забросили проект.

Арт из моего проекта Russia2046, который я начал в рамках MXD
Арт из моего проекта Russia2046, который я начал в рамках MXD

Я продолжил тему российского киберпанка — и выпустил серию артов «Россия 2077» уже в собственном паблике Zubkov. Я ожидал, что они завирусятся, но не оценил масштаб. Изображения выложили многие крупные паблики во «Вконтакте», потом подхватили десятки российских и зарубежных СМИ. К сожалению, работы чаще всего выкладывали без ссылки на меня или вообще без указания авторства. Поэтому я получил лишь часть этого многомиллионного охвата. Тем не менее мой паблик вырос с тысячи подписчиков до 15 тысяч всего за пару дней.

Этот проект сформировал киберпанк в антураже России как жанр. После него появилась «Кибердеревня» — ютуб-канал с роликами в похожей стилистике. Российский киберпанк стал появляться в медиа, рекламе, артах других художников.

Вместе с приростом аудитории начались и коллаборации. Я сотрудничал с Adobe, Uber, PUBG, Valorant, Cyberpunk 2077, KFC, Т⁠-⁠Банком, «Вконтакте», 2×2 и другими крупными брендами.

Как мои работы оказались на билбордах в Токио

Помимо коллабораций с брендами я зарабатываю на NFT. В конце 2020 года мой друг, художник Brickspacer, рассказал мне о криптоарте. Сначала я не прислушался к нему и не нашел времени разобраться в этой теме. Но постепенно появлялось все больше новостей о том, как художники успешно зарабатывают на NFT.

В начале 2021 года Brickspacer и другие художники собрали тематическую комнату NFT Bastards в популярном тогда приложении Clubhouse. Там первые криптохудожники рассказывали об этом явлении и своем опыте. Легендарный созвон, на который случайно заходили звезды вроде Дмитрия Нагиева.

«Ящик Пандоры» — один из NFT‑артов, которые я продал
«Ящик Пандоры» — один из NFT‑артов, которые я продал

Именно тогда большинство русскоговорящих диджитал-художников узнали, что такое NFT. Все тут же углубились в эту тему — в том числе и я. В начале марта 2021 года я выложил свои работы в стилистике киберпанка на Foundation. Их стали покупать, и все сложилось очень удачно.

Вскоре появились и NFT-галереи, где цифровое искусство переносилось в физическое пространство с помощью больших экранов. В 2022 году я успел поучаствовать в нескольких выставках на тему киберпанка. Мои работы выставлялись в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами. Иногда NFT можно приобрести прямо на выставке — через QR-код на экране.

Специально для одной из таких выставок я создал работу TSARÉVNA — изображение кибернетизированной девушки, которая носит самодельную «корону» из проводов. Пиар-кампания проходила в Токио, и мою работу показывали на билбордах в центре города. А сам арт выставляли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Мой арт TSARÉVNA показывали на билбордах в центре Токио зимой и повторно летом 2022 года
Мой арт TSARÉVNA показывали на билбордах в центре Токио зимой и повторно летом 2022 года

Как я придумал Северного Паука

Сначала мне хотелось сделать артбук с Человеком-пауком в своей стилистике. Первые три арта получились объемными и наполненными пасхалками. Они с ходу раскрывали всю идею: вот персонаж, его комната, а вот и бой с суперзлодеем.

Но на создание одного арта уходит до месяца. Это очень долгий и сложный процесс, а параллельно есть еще работа и другие проекты. За три года я сделал всего 12 артов — и понял, что не справлюсь в одиночку, надо менять формат. К тому же пользователи в комментариях постоянно просили сделать комикс о Северном Пауке.

В 2020 году я выложил первые арты с Северным Пауком
В 2020 году я выложил первые арты с Северным Пауком

В комиксах Marvel есть сюжетная арка Spider-Verse, где отлично раскрывается тема мультивселенной. Существует множество параллельных реальностей с альтернативными версиями Человека-паука. Помимо сюрреалистичных вариаций вроде Свина-паука есть и каноничные версии из разных стран — например, индийский или британский Паук.

Поэтому «Северный Паук» — это не «импортозамещение» и не «наш ответ Западу». Это неофициальная альтернативная вселенная, которая может вписаться в канон. У меня нет цели создавать зеркальную копию Marvel. Наоборот, со временем проект постепенно уйдет от пародийности в сторону оригинальности — насколько формат позволит.

В феврале 2023 года началась полноценная работа над комиксом. Благодаря моему другу, автору и издателю Виталию Терлецкому, удалось собрать крутую команду. В итоге первый выпуск «Северного Паука» мы сделали всего за полтора месяца.

Решил, что буду делать обложки к номерам. А сам комикс рисуют художники, которые работали над «Майором Громом»
Решил, что буду делать обложки к номерам. А сам комикс рисуют художники, которые работали над «Майором Громом»

По сюжету мы оказываемся в 2003 году в несуществующем городе Нефтесибирске. Это альтернативная вселенная, где технический прогресс идет быстрее. Мы встречаем главного героя Никиту Наумова: он пытается быть героем в не самой благоприятной среде.

Хотелось начать с предыстории — наиболее проработанной части вселенной. Ее я написал еще в 2020 году. Но вместе с командой мы решили, что лучше стартовать с основного сюжета, чтобы сразу показать главного героя в действии. А предысторию будем раскрывать позже — во флешбэках. Никита постепенно будет узнавать тайны своего прошлого вместе с читателями.

Выпуск первого номера стоил около 250 тысяч рублей. Мы не продаем комикс: это фанатский проект, а все права принадлежат Marvel. Но мы ведем сбор донатов от тех, кто хочет нас поддержать. Эти средства пойдут на создание новых выпусков. Следующий номер планируем опубликовать в течение этого лета.

Одна из страниц первого номера «Северного Паука». Микросюжет об отношениях Никиты Наумова с его бабушкой
Одна из страниц первого номера «Северного Паука». Микросюжет об отношениях Никиты Наумова с его бабушкой

Что такое «Карбонград 1999» и какие у меня на него планы

После успеха «России 2077» я выпустил еще несколько серий артов в стилистике киберпанка. Но мне быстро наскучило делать абсурдные картинки с гипертрофированными образами.

Хотелось чего-то большего: создавать вселенные с осмысленным лором и сюжетом. Я начал размышлять, в каком мире могли бы летать жигули. Видимо, там произошел резкий технический скачок, открыли мощный источник энергии. Но при этом стояла задача экономить ресурсы — и новые технологии экстренно внедрялись на базе уже выпускаемой техники. Далее нужно было найти причину всего происходящего. Так постепенно я выстраивал лор этой вселенной.

Первым таким опытом стал «Карбонград 1999» — проект об изолированном технократическом городе-государстве.

Так выглядит милиционер во вселенной «Карбонграда 1999»
Так выглядит милиционер во вселенной «Карбонграда 1999»

Кроме отдельных артов в стилистике «Карбонграда 1999» мы с Т⁠-⁠Банком совместно выпустили три лимитированные дебетовые карты Black.

Когда я делал наброски и изучал похожие коллаборации, мне бросались в глаза надписи, логотипы и особенно чипы. Но в процессе работы пришла идея не просто адаптировать композицию под эти элементы, а обыграть их как часть изображения. Плюс тематика киберпанка здесь оказалась как никогда кстати. Коллаборация получилась успешной: несколько десятков тысяч карт разобрали менее чем за месяц. Позже мы сделали еще одну коллаборацию — уже на тему нейросетей.

Сейчас по «Карбонграду 1999» опубликована только серия иллюстраций. Но уже три года идет работа над большим проектом, деталями которого я пока не могу поделиться. Надеюсь, в ближайшее время удастся его реализовать.

Дизайн карты из лимитированной коллекции — со злым зайцем-роботом
Дизайн карты из лимитированной коллекции — со злым зайцем-роботом

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Евгений ЗубковРасскажите, в какие города России стоило бы отправить Человека-паука: