«В детстве в играх меня всегда убива­ли»: почему появля­ются мысли о смерти

Признания читателя и комментарий психолога
11

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

денис денис

часто думает о мрачном

Страница автора

Я был ребенком с инвалидностью. Этот период, к сожалению, в моей памяти не сохранился.

Кроме отдельных фрагментов. Мне было четыре года. Я чуть не умер, провел в коме несколько дней. Несколько раз тонул, в том числе в детстве, и понимал, что умер. Но меня каждый раз спасали. И во взрослом возрасте тоже. У меня, наверное, пять или шесть дней рождения в году.

Местами я хорошо помню свое детство — например, младенчество и первые дни после роддома. В детстве я, как и все другие, играл в войнушку. Так вот, меня всегда убивали. Я бежал в атаку с палкой наперевес самый первый и всегда умирал. И другие меня всегда уносили с поля боя. Дети даже ругались и жаловались, что так нечестно: я всех заколебал все время умирать.

Позднее, уже в подростковом возрасте, я сочинял стихи о смерти и написал пару повестей, где персонажи в конце умирали. И музыкальные произведения слушаю о смерти и павших героях. Это трогательные истории до слез, когда герой с гранатой бросается под танк и погибает, защищая свои идеалы. Слюни и сопли, в общем.

И сейчас, во взрослом возрасте, мои фильмы и сценарии тоже о смерти.

Не знаю, с чем это все связано. Покончить с собой я никогда не хотел. Ничего такого и близко не было даже в период пубертата. Но подсознательно вылезает эта тема: пассивный герой, который в конце умирает.

Я могу избегать этого и придумать другую историю, с хеппи-эндом. Но просто любопытно, к чему это все. Возможно, есть какие-то вещи, которых я не вижу и не осознаю.

Аватар автора

Любава Кобылинская-Ващук

психолог, гештальттерапевт, специалист платформы Alter

Страница автора

Почему вас преследуют мысли о смерти

Тема смерти связана с важными душевными процессами. Размышления о ней часто говорят о потребности в переоценке смыслов и убеждений, а еще — о желании изменить свою жизнь. Можно даже сказать, что конец — это возможность начать все сначала.

В вашей истории встреча со смертью произошла в раннем возрасте. Это могло способствовать тому, что вы запомнили ее как инструмент, который дает шанс стартовать с чистого листа.

Когда вы сталкивались с опасными ситуациями, вам удавалось спастись — самостоятельно или с помощью других. Получается, жизнь требовала от вас преодоления и борьбы, и вы справлялись с этой задачей и выживали. Это интенсивный опыт преодоления страхов и страданий.

Предположу три возможных варианта, почему тема смерти так часто всплывает в ваших фантазиях.

Во-первых, у вас не получилось пройти некую трансформацию. Возможно, когда вы пережили такой опыт, вам не удалось пересмотреть свои жизненные ценности. Но подсознательное желание что-то изменить осталось, и поэтому тема смерти всплывает раз за разом — в вашем творчестве или чужом.

Во-вторых, ваши самоуважение, гордость и самооценка опираются на пережитый опыт. Желание выжить прочно связано с героизмом, смелостью, готовностью идти вперед и бороться, несмотря ни на что. Сражаться не только за жизнь, но и за свои ценности, идеалы и убеждения. Возможно, героические качества для вас очень значимы, но у вас нет возможности проявить себя таковым в обычной жизни, и тогда они выражаются в вашем творчестве.

В-третьих, так называемый героический семейный миф — сценарии и принципы, которые сознательно и бессознательно поддерживаются в семье. Предполагаю, что вашим родителям может быть близка идея о высокой ценности героизма, борьбы за жизнь и преодоления.

Героический миф полезен, потому что действительно помогает справляться с жизненными сложностями и совершать мужественные поступки, необходимые в определенный момент жизни. Но героический миф продолжает существовать в семье даже тогда, когда следовать этому сценарию уже нет никакой нужды. Жизнь улучшается и перестает требовать подвигов — и тогда люди создают себе трудности сами, потому что они всегда должны за что-то бороться и преодолевать преграды.

Важно отметить: это не означает, что человек осознанно ставит перед собой задачу придумать себе испытания. Это бессознательный процесс создания трудностей. В нем семья будто бы случайно или вынужденно попадает в ситуации, которые требуют реализации этого мифа. Такой сценарий предполагает высокие требования и категоричность к людям и жизни. Герои способны существовать только в трагедии или эпосе, потому что героизм сложно встроить в комедийный жанр.

Обычно такие люди говорят о том, что им ничто не достается легко. Они обычно описывают эмоции как высокоинтенсивные, так как воспринимают их преувеличенно. Печальное событие для них — горе и трагедия, а радостное — необъятное счастье. У них может проявляться и упрямство — например, «герои» могут поссориться с кем-то на долгое время, не прощать и бойкотировать, тем самым демонстрируя стойкость, принципиальность и приверженность своим идеалам. К сожалению, такой сценарий часто приводит к самодеструктивному поведению.

Что можно предпринять для самоанализа

Не стоит полностью избегать темы смерти, ведь вы можете узнать о себе что-то новое, посмотреть на себя и свою жизнь под другим углом. В письме вы подчеркиваете, что вопрос возник из любопытства, и здесь у вас широкое и интересное поле для размышлений. Вот что может быть интересно исследовать.

Подумайте о том, насколько гипотеза о семейном мифе соответствует вашей реальной жизни и отражает принципы вашей семьи. Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль и функцию вы берете на себя в этой семейной системе?
  2. Каково вам в этой роли?
  3. Хотели бы вы ее изменить?

Поразмышляйте, на чем строится ваше самоуважение. Для этого постарайтесь дать ответы на вопросы:

  1. Чем вы гордитесь в себе?
  2. Какие качества демонстрируют умирающие герои?
  3. Обладаете ли вы этими качествами? Или это качества, которыми вы бы хотели обладать?
  4. Как эти качества выражаются в вашей личной жизни?
  5. Имеете ли вы возможность их проявлять?

Загляните глубже в свой внутренний мир и определите, что бы вам хотелось изменить. Попробуйте понять, есть ли там место для ценности жизни ради жизни, удовольствия и созидания. Выясните:

  1. Какими качествами обладали бы персонажи ваших фильмов и сценариев, если бы не стремились в бой?
  2. Какое у вас отношение к этим качествам? Возможно, вы заметите, что осуждаете образ жизни без преодоления и борьбы за идеалы или стыдитесь его.
  3. Можете ли вы восхищаться не героями, а кем-то еще? Например, обычным человеком, живущим свою жизнь с удовольствием или создающим что-то и развивающим свое дело. Знаете ли вы таких людей или персонажей?
  4. Какие у вас смыслы и ценности? Что вы чувствуете важным в своей жизни?
  5. Какие могут быть альтернативные способы укрепления вашего самоуважения, кроме героического?

Честный диалог с самим собой поможет вам в исследовании себя.

РедакцияДумаете ли вы о смерти? Если да, то с чем, по-вашему, это связано?